В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Компания, владеющая сайтом торгового предприятия, под предлогом оплаты платежной картой (реквизиты которой незаконно получены у держателей) товаров предъявляет в банк, обслуживающий торговое предприятие, электронный расчетный (платежный) документ с целью возмещения суммы покупки за заведомо несуществующий товар.
Данный алгоритм незаконных действий реализуется до тех пор, пока уровень Сhargeback (отказов от платежей) от эмитентов похищенных реквизитов карт не станет свидетельством того, что имеет место мошенничество, а сам интернет-магазин исчезнет1.
Указанные способы мошенничества в сфере электронной коммерции не являются исчерпывающими, основание для классификации может быть скорректировано по итогам научной дискуссии.
В настоящее время существует множество процедур разрешения споров, касающихся сделок, совершенных в виртуальном пространстве. Вопросы хищения денежных средств посредством применения электронной коммерции также лежат и в области гражданско-правовых отношений и сопряжены, как ранее отмечено, с иными противоправными действиями.
Так, в странах ЕС насчитывается более 750 различных механизмов досудебного регулирования подобных инцидентов2.
Роспотребнадзор3 как представитель Российской Федерации регулярно участвует в переговорном процессе, связанном с присоединением Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)4.
В настоящее время одними из ведущих направлений деятельности Комитета по потребительской политике являются электронная коммерция, трансграничное мошенничество и безопасность продукции.
В сфере электронной коммерции в рамках деятельности Комитета по потребительской политике, экономического сотрудничества и развития особое внимание уделяется мобильным платежам, цифровым товарам и услугам, защите и использованию ПДн, а также отзывам о товаре/услуге, не соответствующим действительности или вводящим в заблуждение, так называемым фейковым5 сообщениям, размещенным в социальных сетях, информации о товаре/услуге, его стоимости, характеристикам, не соответствующим действительности, или возможным скрытым платежам/стоимости, как на сайте компании, предоставляющей услугу, так и на специализированных сайтах, по сравнению цены товара/услуги, характеристик товара/услуги.
В рамках этих вопросов разрабатывается ряд рекомендаций ОЭСР: по мобильным платежам, по цифровому контенту, персональным данным, а также директивы для активной электронной коммерции. Кроме того, проводятся обзоры рекомендаций по электронной коммерции с целью их обновления.
В области трансграничного мошенничества действуют соответствующие рекомендации ОЭСР. В рамках работы Комитета рассматриваются вопросы взыскания убытков и иная защита потребителей при трансграничных сделках, электронных платежах, вопросы спама и иных рассылок по электронной почте, а также объявлений в сети Интернет. Государства-участники подписывают соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в вопросах трансграничного мошенничества.
Службы по защите прав потребителей совместно с другими государственными и/или некоммерческими правозащитными организациями в разных странах занимаются информативной деятельностью по просвещению потребителей в вопросах трансграничного мошенничества, проводят акции в сети Интернет и по телевидению, создают информационные порталы6 либо публикуют информацию на своих сайтах, принимают жалобы, связанные с трансграничным мошенничеством.
В странах ЕС активно обсуждается вопрос мошенничества с уплатой НДС при трансграничных сделках и связанные с этим потери экономики. Кроме того, был выпущен отчет о трансграничном мошенничестве в электронной коммерции. В то же время службами, занимающимися расследованием трансграничных преступлений в сфере защиты прав потребителя, являются полиция и иные правоохранительные органы. Например, на уровне ЕС Европейский центр киберпреступлений (начал свою деятельность с января 2013 г.) является платформой для взаимодействия с национальными правоохранительными органами по киберпреступлениям (Cybercrime Аctivities).
Для улучшения взаимодействия между странами в сфере борьбы с трансграничным мошенничеством в Комитете по потребительской политике создан перечень национальных контактных центров для сотрудничества по вопросам обманных или вводящих в заблуждение практик в бизнесе.
Стоит также отметить, что ОЭСР сотрудничает с международной организацией ICPEN – Международная сеть по защите прав потребителей и правоисполнению, являющейся международной ассоциацией государственных органов в области защиты прав потребителей. Данная организация создана для улучшения сотрудничества в сфере обмена информацией по трансграничной коммерческой деятельности, оказывающей влияние на потребителя, а также международного взаимодействия между службами по защите потребителей в сфере правопринуждения.
Литература
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2018