Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

SaaS – антикризисный и безопасный

SaaS – антикризисный и безопасный

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

SaaS - антикризисный и безопасный

Елена Сорокина, заместитель генерального директора креативной мастерской "АТАК" по направлению "PR на рынке безопасности"

В ОТЛИЧИЕ от других отраслей рынку SaaS, можно сказать, повезло с кризисом. Многие компании, сокращая свои издержки, в первую оче-редь "порезали" бюджеты на внедрение дорогостоящих IT-решений и сделали свой выбор в пользу арендуемого програм¬много обеспечения. Привлека¬тельная стоимость владения и широкий функционал стали вескими аргументами, переве¬сив суеверный страх за безопас-ность корпоративных данных.

Переломный момент

Ведущие аналитики прогнозируют взрывообразный рост мирового рынка SaaS. Исследовательская компания Gartner ожидает увеличения до 15 млрд долл. в 2012 г. (по сравнению с 7 млрд в 2009 г.), а IDC оценивает, что в ближайшие годы рост затрат на SaaS будет в 4 раза превышать бюджеты на приобретение прикладного программного обеспечения. По мнению аналитиков, SaaS-системы будут доминировать к 2020 г.

При этом российский рынок SaaS-решений находится в зачаточном состоянии и на сегодняшний день не заметен в мировых объемах, но именно 2010 г. может стать переломной точкой в таком развитии событий. Если посмотреть на другие интернет-сферы, например на уровень развития и проникновения поиска, социальных сетей, интернет-рекламы, то можно увидеть, что российский рынок не отстает так сильно. Соответственно ведущие представители "облачного" бизнеса находятся в предвкушении выправления ситуации и по SaaS и строят грандиозные планы. Так, например, директор компании "Мега-план" планирует увеличить в этом году количество своих клиентов в 10 раз. И это смелое утверждение не лишено здравого смысла.

С одной стороны, на рынке наблюдается активизация российских разработчиков – одни выпускают новые продукты, другие наращивают функционал и юзабилити своих решений, третьи ведут массовые кампании по образованию и привлечению новых клиентов. И "облачные" технологии нашли своих приверженцев, хотя на сегодняшний день основными пользователями SaaS-решений являются технологично продвинутые компании, преимущественно работающие в IT-сфере.

С другой – широкополосный Интернет развивается, в том числе и в регионах, давая возможность географического расширения пользователей ПО в аренду. По словам директора компании Solver-Mate Сергея Мехоношина, в настоящее время всего 50% потребителей разработанного ими сервиса для службы поддержки клиентов приходится на IT-компании из Москвы, остальные – это региональные компании, из которых 10% находится в Санкт-Петербурге, а 40% – в других городах.

Битва цен

Ключевым антикризисным преимуществом SaaS-реше-ний является именно их низкая стоимость, и в первую очередь низкая плата за "вход". Если говорить в конкретных цифрах, то при приобретении собственного ПО возникают как разовые, так и постоянные затраты. К первым относятся: стоимость лицензии, дополнительного (промежуточного) ПО (ОС, базы данных и пр.) и оборудования (серверов), затраты на внедрение и обучение. В результате при покупке программы на 5 сотрудников за 30 000 руб. разовые затраты могут составить около 140 000 руб. Сумма постоянных затрат – обеспечение бесперебойной работы ПО и оборудования, своевременное обновление, безопасность, оплата коммунальных расходов и др. – может составить более 4 500 руб. в месяц.

При пользовании "облаком" разовые затраты включают в себя только первоначальное внедрение и обучение, а все остальное входит в арендную плату за сервис. При этом, учитывая "тиражность" всех действий, провайдер может позволить себе минимальные цены, и в данном случае ежемесячный платеж получится на уровне 3 000 руб.

Кроме того, не нужно забывать, что в b2b-сегменте существуют бесплатные решения для небольших организаций. Например, компании с численностью 3-5 человек могут пользоваться SaaS-ре-шением с достаточным набором функций бесплатно. Как считает директор компании "Мегаплан" Михаил Смолянов, будущее "облаков" - в модели freemium, когда основной функционал бесплатен, а дополнительные полезные сервисы предоставляются за плату. При этом корпоративные пользователи будут платить только за то, что им действительно нужно для эффективной работы компании.

Что дает SaaS?

Прежде всего, быстроту внедрения. SaaS-системы не требуют длительной предпроект-ной подготовки, что сокращает все типы издержек, которые связаны с реализацией проекта, и заказчик максимально быстро получает отдачу в виде лояльных клиентов, оптимизированных бизнес-процессов, управленческой прозрачности и пр.

Кроме того, Saas-решения предоставляют самый широкий функционал для автоматизации основных бизнес-процессов, учета и управления совместной работой, востребованной у российского бизнеса системы: ERP (управление ресурсами предприятия), CRM-системы (управление отношениями с клиентами), HRM (учет персонала) и пр.

Другие важные преимущества - доступность из любой точки мира 24 часа в сутки. При этом, как отмечает директор компании SolverMate Сергей Мехоношин, SaaS-прило-жение не требует большого трафика, если его работа не связана с перекачкой большого объема данных. К тому же это не требует дополнительных расходов (в среднестатистической компании расходы на трафик интернет-приложений составляют менее 3% от общего объема).

Кроме того, директор отдела издательской группы "Аттикус" Александр Романовский, который уже давно пользуется SaaS-решением для управления задачами, выделяет такой важный фактор, как "отсутствие беспокойства о работоспособности и обновлении системы". По его словам, именно в этом плане гораздо удобнее пользоваться "облаками", чем установленными на собственных компьютерах традиционными программами.

Безопасен ли SaaS?

Рост угроз и ограниченных бюджетов уже давно привели мировую деловую среду к выводу о том, что модель SaaS является самым простым способом для управления рисками и снижения затрат. У нас пока все иначе, и на вопрос: "Готовы ли вы к тому, что данные вашей компании будут находиться не на корпоративном сервере, а где-то у "дяди"?" - до сих пор многие отвечают отрицательно.

При этом, как показывает статистика, значительную часть хищений корпоративного имущества (в том числе баз данных и информации, являющейся коммерческой тайной) совершает собственный персонал, а не хакеры или другие сторонние злоумышленники.

SaaS-провайдер предъявляет высокие требования к уровню защищенности дата-центров, где хранятся данные клиентов, а для доступа к ним используется защищенный протокол передачи данных. Поставщики "облачных" решений, как и крупные вендоры, для построения инфраструктуры привлекают высококвалифицированных специалистов в области информационной безопасности. Это сотрудники такого же уровня, как и в крупнейших интернет-провайдерах страны. По утверждению директора компании "Мегаплан" Михаила Смолянова, благодаря SaaS-концепции рядовые пользователи, а также средние и мелкие компании в целом получают доступ как к продуманной инфраструктуре, так и к ценному опыту и знаниям профессионалов высокого уровня.

Почему безопасен SaaS?

Положа руку на сердце, нужно признать тот факт, что владельцы малого и среднего бизнеса редко задумываются о безопасности хранения данных. В лучшем случае в таких компаниях установлен антивирус и проводится еженедельное резервное копирование. Других угроз они не видят, да и времени на них зачастую не хватает. В то же время провайдер и производитель SaaS-приложений прилагает максимум усилий для бесперебойной работы сервиса и защиты данных клиентов как от технических проблем, так и человеческого фактора – и это является одной из основных гарантий при заключении контракта.

Генеральный директор компании SolverMate Сергей Мехоношин гарантирует защиту данных целым рядом средств, в том числе тем, что "базы данных клиентов изолированы друг от друга, вся информация интернет-приложений передается в шифрованном виде SSL, в самом приложении есть защита от массовой выгрузки данных, данные на серверах резервируются в реальном времени, а доступ в дата-центр имеет несколько уровней защиты".

Кроме того, SaaS-провайдеры прилагают максимум усилий для защиты от любых сбоев и дают гарантии доступности в 99,98% времени. Как сказал один из первых пользователей SaaS-решений – продюсер Сергей Пименов во время своей работы на Russia.ru: "Для меня нет никаких проблем с тем, что мои данные находятся на стороннем сервере. Я давно пользуюсь множеством сервисов в сети, так что для меня выбор всегда очевиден. Мы занимаемся легальным бизнесом, и даже если что вдруг случится, во что я практически не верю, – нам скрывать нечего".

Комментарий эксперта

Рустам Гуломов, руководитель направления ISP компании ESET

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что популярность концепции SaaS в России растет. Развитию SaaS способствуют и влияние финансового кризиса, и снижение уровня пиратства. Тем не менее консервативность заказчиков и весьма ограниченный объем предложения являются сдерживающими факторами. У некоторых пользователей сомнения вызывает сам факт использования удаленного приложения, а будет ли оно столь же функционально, как и "настольная" программа? Однако с функциональной точки зрения концепция SaaS не проигрывает лицензионной модели. Современные Web-приложения позволяют реализовать практически любой функционал. То есть принципиальных препятствий для создания полнофункциональных приложений в рамках концепции не существует.

Если говорить об антивирусной защите, одним из наиболее простых способов приобрести лицензионное ПО для дома сегодня является подписка на антивирус через интернет-провайдера. Для этого пользователю достаточно зайти в личный кабинет и буквально "в два клика" подключить услугу. При этом нет нужды пользоваться сторонними платежными сервисами и электронными кошельками для оплаты, нет необходимости продлевать электронный ключ и следить за сроком окончания лицензии. А стоимость подписки на антивирус ESET NOD32 составляет всего 3 рубля в день, что является в общем-то несущественной суммой даже по сравнению с расходами на Интернет. При этом на пользователя не накладываются крупные единовременные затраты на приобретение ПО.

Дополнительное преимущество – пользователь платит только за тот период, когда действительно пользуется услугой. Если человек уезжает в командировку или просто не пользуется компьютером, то и деньги не будут списываться. Наконец, услуга будет исключительно удобна для владельцев маломощных компьютеров, в том числе популярных ныне нетбуков. Устанавливать ресурсоемкое приложение на скромный по возможностям компьютер нерационально. В то же время устройство, ориентированное на использование в сетях общего доступа, нельзя оставлять беззащитным перед вредоносным кодом. Выход – в использовании антивируса по подписке.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2010

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме