В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Елена Сорокина, заместитель генерального директора креативной мастерской "АТАК" по направлению "PR на рынке безопасности"
В ОТЛИЧИЕ от других отраслей рынку SaaS, можно сказать, повезло с кризисом. Многие компании, сокращая свои издержки, в первую оче-редь "порезали" бюджеты на внедрение дорогостоящих IT-решений и сделали свой выбор в пользу арендуемого програм¬много обеспечения. Привлека¬тельная стоимость владения и широкий функционал стали вескими аргументами, переве¬сив суеверный страх за безопас-ность корпоративных данных.
Ведущие аналитики прогнозируют взрывообразный рост мирового рынка SaaS. Исследовательская компания Gartner ожидает увеличения до 15 млрд долл. в 2012 г. (по сравнению с 7 млрд в 2009 г.), а IDC оценивает, что в ближайшие годы рост затрат на SaaS будет в 4 раза превышать бюджеты на приобретение прикладного программного обеспечения. По мнению аналитиков, SaaS-системы будут доминировать к 2020 г.
При этом российский рынок SaaS-решений находится в зачаточном состоянии и на сегодняшний день не заметен в мировых объемах, но именно 2010 г. может стать переломной точкой в таком развитии событий. Если посмотреть на другие интернет-сферы, например на уровень развития и проникновения поиска, социальных сетей, интернет-рекламы, то можно увидеть, что российский рынок не отстает так сильно. Соответственно ведущие представители "облачного" бизнеса находятся в предвкушении выправления ситуации и по SaaS и строят грандиозные планы. Так, например, директор компании "Мега-план" планирует увеличить в этом году количество своих клиентов в 10 раз. И это смелое утверждение не лишено здравого смысла.
С одной стороны, на рынке наблюдается активизация российских разработчиков – одни выпускают новые продукты, другие наращивают функционал и юзабилити своих решений, третьи ведут массовые кампании по образованию и привлечению новых клиентов. И "облачные" технологии нашли своих приверженцев, хотя на сегодняшний день основными пользователями SaaS-решений являются технологично продвинутые компании, преимущественно работающие в IT-сфере.
С другой – широкополосный Интернет развивается, в том числе и в регионах, давая возможность географического расширения пользователей ПО в аренду. По словам директора компании Solver-Mate Сергея Мехоношина, в настоящее время всего 50% потребителей разработанного ими сервиса для службы поддержки клиентов приходится на IT-компании из Москвы, остальные – это региональные компании, из которых 10% находится в Санкт-Петербурге, а 40% – в других городах.
Ключевым антикризисным преимуществом SaaS-реше-ний является именно их низкая стоимость, и в первую очередь низкая плата за "вход". Если говорить в конкретных цифрах, то при приобретении собственного ПО возникают как разовые, так и постоянные затраты. К первым относятся: стоимость лицензии, дополнительного (промежуточного) ПО (ОС, базы данных и пр.) и оборудования (серверов), затраты на внедрение и обучение. В результате при покупке программы на 5 сотрудников за 30 000 руб. разовые затраты могут составить около 140 000 руб. Сумма постоянных затрат – обеспечение бесперебойной работы ПО и оборудования, своевременное обновление, безопасность, оплата коммунальных расходов и др. – может составить более 4 500 руб. в месяц.
При пользовании "облаком" разовые затраты включают в себя только первоначальное внедрение и обучение, а все остальное входит в арендную плату за сервис. При этом, учитывая "тиражность" всех действий, провайдер может позволить себе минимальные цены, и в данном случае ежемесячный платеж получится на уровне 3 000 руб.
Кроме того, не нужно забывать, что в b2b-сегменте существуют бесплатные решения для небольших организаций. Например, компании с численностью 3-5 человек могут пользоваться SaaS-ре-шением с достаточным набором функций бесплатно. Как считает директор компании "Мегаплан" Михаил Смолянов, будущее "облаков" - в модели freemium, когда основной функционал бесплатен, а дополнительные полезные сервисы предоставляются за плату. При этом корпоративные пользователи будут платить только за то, что им действительно нужно для эффективной работы компании.
Прежде всего, быстроту внедрения. SaaS-системы не требуют длительной предпроект-ной подготовки, что сокращает все типы издержек, которые связаны с реализацией проекта, и заказчик максимально быстро получает отдачу в виде лояльных клиентов, оптимизированных бизнес-процессов, управленческой прозрачности и пр.
Кроме того, Saas-решения предоставляют самый широкий функционал для автоматизации основных бизнес-процессов, учета и управления совместной работой, востребованной у российского бизнеса системы: ERP (управление ресурсами предприятия), CRM-системы (управление отношениями с клиентами), HRM (учет персонала) и пр.
Другие важные преимущества - доступность из любой точки мира 24 часа в сутки. При этом, как отмечает директор компании SolverMate Сергей Мехоношин, SaaS-прило-жение не требует большого трафика, если его работа не связана с перекачкой большого объема данных. К тому же это не требует дополнительных расходов (в среднестатистической компании расходы на трафик интернет-приложений составляют менее 3% от общего объема).
Кроме того, директор отдела издательской группы "Аттикус" Александр Романовский, который уже давно пользуется SaaS-решением для управления задачами, выделяет такой важный фактор, как "отсутствие беспокойства о работоспособности и обновлении системы". По его словам, именно в этом плане гораздо удобнее пользоваться "облаками", чем установленными на собственных компьютерах традиционными программами.
Рост угроз и ограниченных бюджетов уже давно привели мировую деловую среду к выводу о том, что модель SaaS является самым простым способом для управления рисками и снижения затрат. У нас пока все иначе, и на вопрос: "Готовы ли вы к тому, что данные вашей компании будут находиться не на корпоративном сервере, а где-то у "дяди"?" - до сих пор многие отвечают отрицательно.
При этом, как показывает статистика, значительную часть хищений корпоративного имущества (в том числе баз данных и информации, являющейся коммерческой тайной) совершает собственный персонал, а не хакеры или другие сторонние злоумышленники.
SaaS-провайдер предъявляет высокие требования к уровню защищенности дата-центров, где хранятся данные клиентов, а для доступа к ним используется защищенный протокол передачи данных. Поставщики "облачных" решений, как и крупные вендоры, для построения инфраструктуры привлекают высококвалифицированных специалистов в области информационной безопасности. Это сотрудники такого же уровня, как и в крупнейших интернет-провайдерах страны. По утверждению директора компании "Мегаплан" Михаила Смолянова, благодаря SaaS-концепции рядовые пользователи, а также средние и мелкие компании в целом получают доступ как к продуманной инфраструктуре, так и к ценному опыту и знаниям профессионалов высокого уровня.
Положа руку на сердце, нужно признать тот факт, что владельцы малого и среднего бизнеса редко задумываются о безопасности хранения данных. В лучшем случае в таких компаниях установлен антивирус и проводится еженедельное резервное копирование. Других угроз они не видят, да и времени на них зачастую не хватает. В то же время провайдер и производитель SaaS-приложений прилагает максимум усилий для бесперебойной работы сервиса и защиты данных клиентов как от технических проблем, так и человеческого фактора – и это является одной из основных гарантий при заключении контракта.
Генеральный директор компании SolverMate Сергей Мехоношин гарантирует защиту данных целым рядом средств, в том числе тем, что "базы данных клиентов изолированы друг от друга, вся информация интернет-приложений передается в шифрованном виде SSL, в самом приложении есть защита от массовой выгрузки данных, данные на серверах резервируются в реальном времени, а доступ в дата-центр имеет несколько уровней защиты".
Кроме того, SaaS-провайдеры прилагают максимум усилий для защиты от любых сбоев и дают гарантии доступности в 99,98% времени. Как сказал один из первых пользователей SaaS-решений – продюсер Сергей Пименов во время своей работы на Russia.ru: "Для меня нет никаких проблем с тем, что мои данные находятся на стороннем сервере. Я давно пользуюсь множеством сервисов в сети, так что для меня выбор всегда очевиден. Мы занимаемся легальным бизнесом, и даже если что вдруг случится, во что я практически не верю, – нам скрывать нечего".
Рустам Гуломов, руководитель направления ISP компании ESET
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что популярность концепции SaaS в России растет. Развитию SaaS способствуют и влияние финансового кризиса, и снижение уровня пиратства. Тем не менее консервативность заказчиков и весьма ограниченный объем предложения являются сдерживающими факторами. У некоторых пользователей сомнения вызывает сам факт использования удаленного приложения, а будет ли оно столь же функционально, как и "настольная" программа? Однако с функциональной точки зрения концепция SaaS не проигрывает лицензионной модели. Современные Web-приложения позволяют реализовать практически любой функционал. То есть принципиальных препятствий для создания полнофункциональных приложений в рамках концепции не существует.
Если говорить об антивирусной защите, одним из наиболее простых способов приобрести лицензионное ПО для дома сегодня является подписка на антивирус через интернет-провайдера. Для этого пользователю достаточно зайти в личный кабинет и буквально "в два клика" подключить услугу. При этом нет нужды пользоваться сторонними платежными сервисами и электронными кошельками для оплаты, нет необходимости продлевать электронный ключ и следить за сроком окончания лицензии. А стоимость подписки на антивирус ESET NOD32 составляет всего 3 рубля в день, что является в общем-то несущественной суммой даже по сравнению с расходами на Интернет. При этом на пользователя не накладываются крупные единовременные затраты на приобретение ПО.
Дополнительное преимущество – пользователь платит только за тот период, когда действительно пользуется услугой. Если человек уезжает в командировку или просто не пользуется компьютером, то и деньги не будут списываться. Наконец, услуга будет исключительно удобна для владельцев маломощных компьютеров, в том числе популярных ныне нетбуков. Устанавливать ресурсоемкое приложение на скромный по возможностям компьютер нерационально. В то же время устройство, ориентированное на использование в сетях общего доступа, нельзя оставлять беззащитным перед вредоносным кодом. Выход – в использовании антивируса по подписке.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2010