Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

SaaS – спокойная бухта в море IT

SaaS – спокойная бухта в море IT

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

SaaS - спокойная бухта в море IT

Алексей Ровдо, директор по развитию Интернет-супермаркета ПО Softkey

ОПТИМИЗАЦИЯ расходов при одновременном обеспечении эффективной работы компании, широкий выбор решений для разнообразных задач, отсутствие проблем с установкой и настройкой программного обеспечения - все эти возможности обеспечивает пользователю SaaS (software as a service).

Что такое SaaS?

Особенность этой модели в том, что заказчик не приобретает программу или лицензию к ней, а получает сервис с "оплатой-заиспользование". Развитию этого направления в последнее время уделяют внимание крупнейшие вендоры. Существуют также компании, специализирующиеся исключительно на разработках в сфере SaaS.

Различие между покупкой тиражного программного продукта и сервиса SaaS легко увидеть на таком примере: чтобы доехать до места назначения, вы можете купить целый автобус, а можете приобрести проездной билет, который позволит вам решить эту же задачу с равной эффективностью, но при значительно меньших затратах.

Кроме того, в случае с традиционным софтом пользователь устанавливает его к себе на компьютер. Web-доступ для работы большинства программ не нужен. В то время как для SaaS-сервиса наличие широкополосного выхода в Интернет - обязательное условие, поскольку ПО находится на удаленном сервере, и стабильность доступа к нему зависит от пропускной способности канала. Таким образом, покупатель работает с софтом в он-лайне, инсталляция программ на пользовательский ПК не требуется.

По методу организации модель SaaS наиболее близка принципу работы с бесплатными почтовыми службами, к которым мы давно привыкли и не беспокоимся о том, что письма хранятся не на наших компьютерах, а на серверах, расположенных далеко за пределами дома и офиса.

Какие преимущества дает SaaS пользователю?

Прежде всего, это низкая цена предложения. Если сравнить решение SaaS с альтернативным профессиональным ПО, стоимость может разойтись на порядок. Например, программный продукт от известного производителя, разработанный для управления проектами, стоит в районе 250 000 рублей. В перечне предложений SaaS существует альтернативное решение, право на использование которого в течение месяца составляет всего около 400 рублей.

Еще одно преимущество SaaS - широта функций и наличие оптимального решения под каждую конкретную задачу. До сих пор на софтверном рынке не существовало, например, специализированного ПО для организации работы склада или для планомерной работы с кадрами. Теперь возможность такого выбора есть: появились узкоспециализированные решения, предусматривающие все типовые ситуации в повседневной работе пользователя.

Сервис SaaS имеет еще одну приятную особенность: продажа доступа к нему полностью автоматизирована и осуществляется исключительно онлайн, что гарантирует высокую оперативность в решении пользовательских задач. Кроме того, клиенту не нужно разбираться с установкой и настройкой программы. Это особо оценят компании, стремящиеся к оптимизации работы своего IT-отдела.

Можно ли считать, что сервис SaaS безопасен?

Так как работа с SaaS-сервисом осуществляется посредством Web-доступа, у многих потенциальных клиентов возникают опасения в надежности такого сервиса. Вопреки подобным предубеждениям, данная модель гарантирует пользователю полную безопасность. Прежде всего, благодаря юридическому "барьеру" - он устанавливается в момент заключения договора на SaaS-обслуживание и гарантирует сохранность рабочей информации со стороны, предоставляющей пользователю сервис.

Кроме того, все данные, передаваемые от компьютера пользователя на сервер и обратно, надежно защищены программами, обеспечивающими полную защиту информации.

Есть ли на сегодня в России предприятия, отдавшие предпочтение SaaS?

Пока представители SMB осторожно тестируют SaaS, доверяя этим продуктам одну-две задачи, направленные на улучшение обслуживания клиентов, системы передачи сообщений, проведения конференций. Как такового полного перехода на данную категорию ПО пока не наблюдается. Развитию нового направления рынка препятствует несколько факторов: неубедительная скорость проникновения ШПД в регионы страны; низкая информированность потребителей; настороженное отношение к новому предложению. И если во всем мире глобальный финансовый кризис стал катализатором для повышения популярности SaaS, то в России к началу кризиса нового типа ПО просто не существовало.

Для внедрения непривычного потребителю предложения требуются усилия всех игроков рынка: разработчиков, дистрибьюторов, реселлеров. И это не только существенные начальные вложения, но и время. Не все игроки способны в период кризиса нести такую нагрузку. По оценкам аналитиков, в течение ближайших 3 лет доля SaaS на российском рынке не превысит 5%. В абсолютных величинах к 2011 г. оборот предположительно составит $100-200 млн.

Уже на сегодня в секторе среднего и малого бизнеса востребован достаточно широкий спектр решений. При выборе продукта для участника рынка решающее значение имеет не глубина проработки тонкого функционала, а массовый охват различных тем и задач. Например, координация работы отдела кадров, управление закупками и складом, организация Help Desk, CRM.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2009

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме