Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Ситуационные центры в решении проблем информационной безопасности

Ситуационные центры в решении проблем информационной безопасности

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Ситуационные центры в решении проблем информационной безопасности

В.В. Романов
кандидат военных наук

МАСШТАБНОСТЬ и сложность задач, стоящих перед Федеральным агентством по промышленности в сфере обеспечения информационной безопасности, предопределяют необходимость широкого внедрения современных достижений информационных технологий в практику соответствующих органов управления Роспрома по контролю за деятельностью в данной сфере подведомственных предприятий и учреждений.

Что такое ситуационный центр?

Принятие решения по управлению сложными системами, к числу которых относятся и системы информационной безопасности, происходит в условиях многокритериальности, многофакторности, неопределенности и при наличии большого числа ограничений, что приводит к тому, что сами лица, принимающие решения, без дополнительной аналитической и инструментальной поддержки используют упрощенные, а иногда противоречивые решающие правила. Многопараметричность и многокритериальность управленческой деятельности предполагает подключение на помощь человеку системы поддержки принятия решений (СППР).

Ситуационный центр (СЦ) - это наиболее целесообразная реализация СППР, основанная на технологиях моделирования ситуации, поведения объектов и визуализации их деятельности и представляющая верхний уровень системы управления организацией, отраслью, регионом, страной.

С другой стороны, СЦ представляет собой информационно-аналитическую систему, позволяющую оценить реальное состояние объекта управления, уловить тенденции развития внутренних и внешних изменений, проанализировать (смоделировать) возможные последствия управляющих воздействий.

Необходимость широкого применения СЦ в сложных организационно-технических системах диктует усложнение и расширение круга задач управления, высокую меру ответственности за принятое решение, потребность комплексирования информации (агрегирования данных) для оценки и прогнозирования ситуации и потребность в эффективном реагировании на ее быстрые изменения.

ЦСМ - правая рука руководителя

Сегодня ФГУП "НПП "Гамма" предлагает в качестве СЦ свое изделие "Центр Стратегического Моделирования" (ЦСМ), представляющее собой комплекс программно-аппаратных средств обеспечения поддержки принятия управленческих решений высшим руководством органов государственной власти (страна, регионы), министерств и ведомств, в том числе силового блока.

СЦ имеет несколько базовых характеристик, отличающих его от других СППР, от традиционных учетных систем (систем управления) и тем более от систем сбора и регистрации информации и заключающихся в том, что СЦ отвечает на следующие вопросы руководителя: что происходит у меня на объекте управления, как развивается ситуация, какие имеются варианты управляющего воздействия, какой из них выбрать и каковы шансы на успех?

Необходимо отметить, что на сегодняшний день каждый действующий СЦ - продукт уникальный, адаптированный под вполне конкретные задачи. Перечень таких задач и используемых для их решения методов в прикладных решениях ФГУП "НПП "Гамма" весьма широк: от прогноза развития внешнеполитической обстановки в различных районах мира и выработки вариантов поступательного развития различных сфер жизнедеятельности страны (региона), отрасли, компании до моделирования общевойсковых военных (боевых) действий различного вида и масштаба, задач ГО и ЧС, а также специфических приложений обеспечения антитеррористической деятельности.

Подсистемы ЦСМ

Характерной особенностью СЦ ФГУП "НПП "Гамма" является то, что все перечисленные прикладные решения базируются на унифицированной программно-аппаратной платформе оригинальной разработки, которая включает следующие подсистемы:

1. Подсистема описания моделей предметной области (подсистема "Конструктор моделей") для создания и редактирования моделей предмет ной области.

2. Подсистема мониторинга (подсистема "Оператор-мониторинг") для сбора и обработки информации об объектах предметной области.

3. Подсистема ручного ввода данных (подсистема "Оператор") для непосредственного ручного ввода, редактирования и просмотра значений параметров объектов предметной области в различные моменты времени.

4. Подсистема визуализации анализа и экспериментирования (подсистема "Универсальный аналитик") для оценки обстановки и сравнения реальных значений параметров объектов предметной области с прогнозными (экспериментальными) значениями, а также для подго товки и проведения вариационных экспериментов.

5. Расчетная подсистема для расчета частных и обобщенных показателей, характеризующих объекты предметной области.

6. Подсистема моделирования для подготовки и проведения модельных экспериментов.

7. Универсальное хранилище данных, обеспечивающее организацию и ведение параметрических баз данных по всем разделам информации.

8. Подсистема "Администратор" для организации работ и разграничения полномочий и прав доступа пользователей к информационным ресурсам и прикладным программам.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #3+4, 2006

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме