Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Между бизнесом и ИБ

Между бизнесом и ИБ

В рубрику "Управление" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Между бизнесом и ИБ

Поиск взаимопонимания между руководителями служб ИБ и высшим руководством компаний: что всегда мешало и будет этому мешать, где цели бизнеса и ИБ совпадают, и некоторые инструменты, которые могут помочь найти общие точки соприкосновения ИБ и бизнеса. Именно этим вопросам и будет посвящена данная статья.
Мария Каншина
Менеджер по развитию бизнеса
компании "Информзащита"
Признаком действительно зрелой компании является стратегия ИБ, встроенная в общие планы развития компании. IТ-подразделения уже давно стали партнерами бизнеса в достижении его целей. Что касается ИБ, то зачастую можно наблюдать некоторый разрыв в степени развития IT и ИБ. Планы по развитию ИБ либо отсутствуют, либо не согласованы с планами IT. Наличие такой стратегии может помочь выявить возможные риски на ранних стадиях планирования каких-либо изменений и обосновать инвестиции в ИБ, выработать показатели эффективности.

Впрочем, прогресс в области взаимоотношений между бизнес-подразделениями во главе с топ-менеджментом компании и службой ИБ все же наблюдается. Еще семь лет назад службы ИБ были "заточены" лишь на защиту инфраструктуры компании. Сегодня ИБ-подразделения учатся формулировать свои задачи иначе: предметом защиты становятся бизнес-процессы. И в результате задачи И Б уже не всегда воспринимаются "перпендикулярно" задачам бизнеса. Но все же проблемы адаптации целей ИБ бизнес-целям компании остаются.

В каждой компании можно видеть свою комбинацию факторов, затрудняющих налаживание отношений между руководством и службой И Б. Но на поверку оказывается, что в большинстве случаев они сводятся к двум ключевым причинам.

Во-первых, специфика предметной области ИБ требует глубоких специальных знаний. Это, с одной стороны, затрудняет участие топ-менеджеров компании в процессах обеспечения ИБ. А с другой - ИБ-специалисты часто не умеют говорить с представителями бизнеса на понятном им языке. А между тем взаимопонимание между руководством и службой И Б во многом зависит от степени участия первого в постановке задач и контроле их выполнения последней.


Во-вторых, сложность оценки эффективности работы ИБ-подразделений и связанная с ней сложность обоснования инвестиций в И Б. И дело даже не в трудоемкости самих подсчетов потенциального вреда, который может принести реализация угроз ИБ в финансовом эквиваленте. Но в том, что большинство методик подсчетов ROI нацелены на оценку инвестиций в проекты, которые должны приносить прибыль. Между тем инвестиции в ИБ делаются не с целью получения прибыли, а чтобы избежать потерь.

Пересечение целей бизнеса и ИБ

Задачи, решаемые в рамках трех областей пересечения целей бизнеса и ИБ, во многом являются мостом между руководством и службой ИБ.

Если бы отношения между бизнес-подразделениями во главе с топ-менеджментом компании и службой ИБ измерялись универсальным прибором вроде барометра, то его стрелка колебалась бы между "пасмурно" и "неопределенно". А случаи, когда ее можно было бы обнаружить возле отметки "ясно", были бы очень редки.

Согласно отчету Ernst & Yang, риск несоответствия требованиям регуляторов занимает первое место в списке главных бизнес-рисков. Требования в области ИБ стремительно развиваются, причем как на уровне государства, так и на уровне международных и отечественных союзов и ассоциаций. Невыполнение требований влечет за собой санкции, выражаемые как в денежных штрафах, так и в ограничениях по ведению бизнеса. Поэтому инвестиции, направленные на выполнение требований стандартов в области ИБ, более чем оправданы.

Вторая область - обеспечение непрерывности бизнеса. В эпоху высокой степени автоматизации бизнес-процессов даже небольшой простой IT-систем или сервисов может повлечь ощутимые финансовые убытки. Несмотря на то что задача обеспечения непрерывности бизнеса является комплексной, многие вопросы входят в компетенцию служб ИБ (классификация информационных ресурсов, резервное копирование, восстановление данных, управление инцидентами).

Наконец, третья - антифрод (противодействие всем видам мошенничества). Рост финансовых потерь от мошенничества приводит к снижению доходности бизнеса и утрате конкурентных преимуществ, поэтому борьба с ним является одной из приоритетных задач для многих компаний. Предотвращением мошенничества, связанного с использованием с IT, чаще всего занимается ИБ-подразделение.

Новые точки пересечения целей бизнеса с деятельностью ИБ

К примеру, на помощь может прийти внедрение решений класса Governance, Risk and Compliance (GRC). С помощью решения этого класса топ-менеджмент компании может получать информацию о деятельности каждого из подразделений с учетом связанных с этой деятельностью рисков (Risk) и степени соблюдения внутренних и внешних требований (Compliance). На сегодняшний день большинство решений этого класса, представленных на рынке, может быть адаптировано под задачи ИБ.

В заключение хочется отметить, что адаптация целей ИБ под цели бизнеса в конкретной организации способствует не только улучшению взаимопонимания между службой ИБ и руководством, но и повышению эффективности системы управления ИБ и ее переходу на качественно новый уровень.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1, 2013

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме