Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Национальные особенности непрерывности бизнеса: взгляд системного интегратора

Национальные особенности непрерывности бизнеса: взгляд системного интегратора

В рубрику "Управление" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Национальные особенности непрерывности бизнеса: взгляд системного интегратора

Часть 2

Олег Слепов,
менеджер по развитию бизнеса центра информационной безопасности компании "Инфосистемы Джет"

В настоящее время над вопросом обеспечения непрерывности бизнеса задумываются многие российские организации. Компания "Инфосистемы Джет" накопила значительный опыт в данной области, который мы обобщили в цикле статей (см. журнал "Информационная безопасность" № 6, 2008), Сегодня речь пойдет об особенностях проведения проектов по обеспечению непрерывности бизнеса в России.

Чтобы понять отношение российских организаций к вопросам непрерывности бизнеса, хотелось бы подчеркнуть некую закономерность: в большинстве российских организаций проекты по обеспечению непрерывности бизнеса так и остаются проектами. Это противоречит самому понятию "непрерывность бизнеса" - к такому роду деятельности необходимо относиться как к процессу. Этот принцип должен быть основным в подходе к решению всех задач по обеспечению непрерывности деятельности любой организации.

Такая же закономерность характерна и для финансирования. Как правило, руководство полагает, что если оно выделило деньги на проект внедрения ВСМ (Business Continuity Management), то на этом затраты закончились, совершенно не понимая, что это лишь начало непрерывного процесса обеспечения ВСМ, и его продолжение - постоянная статья бюджета. Причем вложение средств должно увеличиваться пропорционально росту бизнеса и усложнению задач.

Границы действия ВСМ

Одним из самых сложных этапов в проектах по обеспечению непрерывности бизнеса является определение границ действия ВСМ. От того, насколько точно и правильно определены такие границы, зависит, будет ли реализована конечная цель проекта - обеспечение непрерывности функционирования бизнеса организации.

Несколько слов о возможных ошибках при определении таких границ. Мы довольно часто сталкиваемся с ситуациями, когда заказчик не понимает, что границы действия ВСМ могут выходить за рамки его организации. В частности, они могут распространяться и на поставщиков продуктов и услуг, и на партнеров. Взаимозависимость, которая образуется при взаимодействии с ними, требует учитывать тот факт, что, например, нарушение поставок от третьих компаний может привести к перерывам в процессах производства основного продукта или предоставления сервисов самой организации.

Зачастую при определении границ действия ВСМ заказчики применяют "территориальный принцип", то есть стараются включить в эти границы какой-либо департамент. Такой подход имеет право на существование и иногда бывает верным. Однако довольно часто заказчики не учитывают при этом тот факт, что в производстве основного продукта или предоставлении сервиса могут быть задействованы другие подразделения организации, прерывание функционирования которых может также привести к остановке основного производства.

Конечно, иногда организации в связи с нехваткой ресурсов не в состоянии включить в границы работ все критичные области деятельности. В наших проектах мы применяем подход по ограничению работ в конкретных проектах, учитывая, что они будут постепенно расширяться в дальнейшем, пока не охватят все значимые области деятельности организации.

Статус проектов по ВСМ

Не менее серьезной проблемой является низкий статус проектов по ВСМ. Это, как правило, выражается в недостаточной вовлеченности в такие проекты руководства организаций (чаще всего их роль ограничивается "спонсорством") и в том, что сотрудники бизнес-подразделений не стремятся принимать активное участие в процессе обеспечения непрерывности функционирования бизнеса (а иногда своей безучастностью тормозят работу).

Проектам по внедрению ВСМ внутри организации должен быть присвоен должный статус. Для этих целей мы, как консультанты, уже в начале проекта стараемся вместе с руководителями организации выявить всех заинтересованных лиц, начиная с заказчика внутри организации и заканчивая всеми владельцами критически важных бизнес-процессов, сервисов и активов. Очень важно правильно распределить обязанности каждого субъекта данного процесса. Только таким образом можно добиться результата - успешного встраивания процесса ВСМ в корпоративную культуру, а значит, и эффективного обеспечения непрерывности функционирования деятельности организации.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #7+8, 2008

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме