Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ЦОД и непрерывная защита данных

ЦОД и непрерывная защита данных

В рубрику "Центры обработки данных (ЦОД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ЦОД и непрерывная защита данных

Точно оценить убытки при катастрофах и чрезвычайных ситуациях, приводящих к простою как малых, так и крупных компаний, довольно сложно. Все зависит от профиля конкретного предприятия. Непрерывность работы ЦОД – важная задача для каждого бизнеса.
Александр Трошин
Технический директор “Манго Телеком"

Для банков и крупных сетевых магазинов, где за единицу времени проходит огромное количество онлайн-транзакций, непрерывность бизнеса важно обеспечивать "по умолчанию", причем на крайне высоком уровне. Поэтому и требования к арендованным ЦОД у таких компаний будут повышенными. Не менее жесткие требования к ЦОД предъявляют и некоторые средние компании. Особенно это относится к провайдерам услуг связи и критически важных для абонента облачных сервисов, работающих в режиме реального времени, например виртуальных АТС и центров обработки вызовов.

Что в ЦОД обеспечит высокую непрерывность бизнеса?

В настоящее время есть стандарты ЦОД, которые уже достаточно четко характеризуют их по надежности инженерных систем. Разумеется, свойства ЦОД формирует сочетание целого комплекса факторов, которые надо учитывать заказчику. Рассмотрим их.

Крупная компания может повторить несостоявшуюся многомиллиардную транзакцию через 10 минут. А средняя компания, у которой какое-то время не работали сервисы, не имеет возможности повторно обработать тысячу своих более мелких, но частых транзакций. И в этой ситуации еще вопрос, чьи бизнес-риски выше. Поэтому здесь все зависит от специализации компании и от критичности доступности к ее ИС.

Существеннейший момент – это организация бесперебойного электропитания (наличие основного и резервного ввода, дизель-генераторов, ИБП), причем все это в комплексе и уже рассчитано как на обычную, так и на пиковую нагрузку на размещенное оборудование. Важно также наличие сервисных контрактов – с заправочными станциями и т.д.

Не менее важно и наличие правильной системы кондиционирования, в которую входит организация "горячих" и "холодных" коридоров. Также должна быть рассчитана избыточная мощность для отвода тепла от размещенного в ЦОД оборудования. При этом не стоит забывать и о поддержании определенного уровня влажности в ЦОД, позволяющего безопасно (без статики) эксплуатировать оборудование.

Хочу особо подчеркнуть, что наличие основных и резервных магистральных каналов передачи данных находится на том же уровне важности, что и обеспечение электропитания и кондиционирования ЦОД. Это позволяет организовать основные и резервные каналы связи с инфраструктурой заказчика.

Следующий важный фактор – система автономного пожаротушения. Четвертый – система контроля доступа в ЦОД (лучше – с видеонаблюдением).

И наконец, как для СМБ, так и для больших компаний, которые размещаются в ЦОД, также важна его доступность для выездов туда инженеров или возможность collocation инженеров (если это enterprise).

Основные риски для business-continuity и способы их преодоления

Перечень основных рисков опять же зависит от масштаба компании и типа ее бизнеса. Поэтому я предлагаю классифицировать риски следующим образом. В зависимости от профиля и динамики компании разделить инфраструктуру на два класса. Первый – business-critical – не допускает и малейшего простоя и соответственно требует определенного подхода к проектированию ИС и к аренде ЦОД. Второй – это инфраструктура, которая вполне допускает небольшие простои и прерывания работы, которые на бизнесе серьезно не сказываются.

Замечу, что business-critical инфраструктура необязательно принадлежит крупной компании. Так, например, среднее предприятие по производству и продаже детского питания, где прерванная работа ИС и сбой в отлаженных бизнес-процессах могут привести к срыву поставок продукта и к его порче, скорее всего понесет в результате отказа ЦОД критические для бизнеса и репутации убытки.

Чтобы не допустить ни малейшего простоя в работе оборудования и ИС компании, я рекомендовал бы рассматривать услуги сразу нескольких территориально распределенных ЦОД. Это позволит обеспечить нормальную эксплуатационную среду для оборудования компании, непрерывность доступа к нему и, следовательно, непрерывность бизнеса. Все это обеспечивается инфраструктурой выбранных ЦОД, ее глубиной и качеством проработки. Тогда, допустим, в случае полного выхода из строя оборудования в одном из ЦОД задача специалистов компании сведется к простому переключению с основного сайта на резервный.

Центр и регионы: в чем разница?

Известно, что московские ЦОД отличаются от региональных. И это закономерно зависит от величины городов, активности там бизнеса, особенно крупного, и наличия потребителей услуг ЦОД в регионе. Так как любой ЦОД – это долгосрочный инвестиционный проект, подразумевающий серьезные финансовые и ресурсные вложения, только лишь устойчивый спрос на его услуги в регионе и наличие крупных потенциальных клиентов могут повлиять на принятие положительного решения по строительству.

Сегодня в некоторых крупных городах России, например в Екатеринбурге и Казани, уровень услуг, предоставляемых ЦОД, очень высок. В Казани есть очень качественно построенные ЦОД, которые позволяют правильно разместить и эксплуатировать оборудование клиентов с минимальными рисками. В целом и в Сибири, и в Татарстане можно отметить уже сложившийся пул крупных поставщиков, а состав и уровень услуг ЦОД там сравнимы с московскими.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2013

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме