Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ТрансТелеКом: вчера, сегодня, завтра

ТрансТелеКом: вчера, сегодня, завтра

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ТрансТелеКом: вчера, сегодня, завтра

Виктор Анатольевич Пярин, старший вице-президент компании ТрансТелеКом, рассказал редакции о защищенности в плане информационной безопасности технологии IP VPN, о создании общероссийской расчетной системы "Транспортная карта", а также о заказчиках и планах компании на будущее.

- Виктор Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о технологии IP VPN? Насколько она защищена в плане информационной безопасности?

- Предоставление нашей компанией услуги виртуальных частных сетей (IP VPN) основывается на том, что магистральная IP-сеть ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (КТТК) спроектирована и построена на базе технологии IP-MPLS (многопротокольная коммутация с использованием меток) по иерархической двухуровневой архитектуре, включающей опорную сеть (ядро) MPLS-коммутаторов и периферийную область, выполняющую функцию по обслуживанию клиентов.

Характеристики защищенности магитральной IP-сети определяются как самой технологией IP-MPLS, так и дополнительными мероприятиями, проведенными на сети, в рамках создания системы обеспечения информационной безопасности (СОИБ).

При создании СОИБ магистральной IP-сети преследовалась цель обеспечения устойчивоти сети к воздействиям искусственного и тественного характера, способным нарушить предоставление клиентам сети услуг сетевого транспорта с заданным уровнем качества обслуживания.

Основными задачами, решаемыми СОИБ, являются задачи по обеспечению защищенности системы управления магистральной IP-сетью и контролю над действиями всего инженерно-технического персонала, обслуживающего сеть связи. Круглосуточная служба администраторов безопасности позволяет в режиме реального времени реагировать на нарушения информационной безопасности и принимать меры по их устранению.

Магистральная IP-сеть ЗАО "Компания ТрансТелеКом" сертифицирована в апреле 2004 г. в системе сертификации средства защиты информации Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Федеральной службы технического и экспортного контроля) по требованиям руководящего документа "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации" по классу защищенности 1Г.

Создание защищенной магистральной IP-сети отвечает ожиданиям наших корпоративных клиентов в лице государственных органов, которым проведение мероприятий по защите информации диктуется законодательством РФ.

- Расскажите, пожалуйста, о создании общероссийской расчетной системы "Транспортная карта".

- Наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, другими инфраструктурными отраслями железнодорожный транспорт общего пользования является ведущим звеном транспортной системы России.

В последние годы в этой отрасли ведутся работы по автоматизации расчетов, обеспечивающих взаимодействие всех участников транспортных перевозок в режиме реального времени. Имеется также значительный опыт внедрения разнообразных и разнородных систем учета транспортных льгот с использованием технологий пластиковых карт. Существуют наработки по использованию пластиковых карт для оплаты железнодорожных грузо- и пассажирских перевозок.

Решение вопросов интеграции этих систем возможно в рамках разработки и реализации общероссийской расчетной системы "Транспортная карта", использующей пластиковую карту в качестве основного платежного инструмента.

Данная система позволит осуществлять безналичные денежные платежи и обеспечить их высокую безопасность, оперативность и надежность. Внедрение и развитие этой системы также позволит реализовать дополнительные возможности по учету и контролю предоставленных услуг. Данная система может быть распространена на всю транспортную отрасль России и интегрирована на федеральном уровне в общероссийские и крупные муниципальные проекты, например, такие как "Электронная Россия", "Карта москвича" и т.п.

Технология использования электронных расчетов за проезд, электронных пластиковых карт в виде транспортных и социальных карт позволяет создать информационные технологии управления пригородными перевозками, а также механизм персонифицированного учета выпадающих доходов от льготного проезда пассажиров и на этой основе повысить качество перевозок и оптимизировать эксплуатационные издержки.

С 2005 г. в рамках ФЦП "Электронная Россия" Росин-формтехнологии ведет работы по созданию интегрированной информационной системы предоставления и учета социальных услуг населению на основе унифицированной социальной карты (ИИС "Социальная карта") - как основы национальной идентификационной системы. Система "Транспортная карта" станет одним из элементов создаваемой ИИС "Социальная карта".

Одной из активно функционирующих систем в ОАО "РЖД" в области организации грузоперевозок является автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов по безбумажной технологии с использованием электронной транспортной накладной (система ЭТРАН). Система ЭТРАН позволяет грузоотправителям непосредственно из своего офиса подавать и корректировать заявки на перевозки грузов, получать согласование ОАО "РЖД" по этим заявкам, оформлять перевозочные документы - осуществлять оперативно и качественно полный цикл документооборота в электронном виде между грузоотправителем и ОАО "РЖД" при организации процесса транспортного обслуживания.

Развитие системы ЭТРАН создает предпосылки к внедрению системы "Транспортная карта" в сферу грузовых перевозок и построению в дальнейшем автоматизированной расчетной системы железнодорожной отрасли России на основе использования интеллектуальных пластиковых карт.

- Виктор Анатольевич, кто является вашими заказчиками, и в каких сегментах вы планируете расширять сотрудничество с потребителями?

- Если сузить поставленный вопрос о заказчиках и потребителях услуг КТТК в целом до зоны моей личной ответственности, то хотелось бы остановиться на относительно новом для компании направлении деятельности, а именно на работах в области системной интеграции, которая является самостоятельным направлением деятельности компании с 2005 г. Работы по проектам системной интеграции активно начаты после победы КТТК в конкурсе МВД России на поставку, монтаж и пусконаладку оборудования в рамках программы МВД России "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел" (ЕИТКС ОВД).

В рамках дальнейшего развития возможностей КТТК по реализации крупных проектов системной интеграции предполагается также проработка следующих вопросов:

  • изучение целесообразности организации производства под брендом КТТК современного телекоммуникационного оборудования по технологиям известных вендоров, получение необходимых лицензий;
  • сертификация производимого оборудования и программного обеспечения к нему для применения в государственных органах;
  • изучение возможности применения оборудования, производимого КТТК, для выполнения проектов по линии ОАО "РЖД" и транспортной отрасли, а также для проведения работ по созданию и развитию ИТКС органов государственной власти и в экономически значимых коммерческих структурах.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших планах на будущее.

- Прежде всего, это дальнейшее проведение работ по направлению системной интеграции.

В течение 2008 г. мы планируем продолжить в интересах ОАО "РЖД" проведение работ по внедрению технологии ЭЦП на всей сети железных дорог России.

Ранее я уже упоминал систему ЭТРАН, реализующую централизованную автоматизированную подготовку и оформление перевозочных документов по безбумажной технологии с использованием электронной транспортной накладной. Однако до 2006 г. юридическая значимость передаваемых в системе ЭТРАН электронных документов обеспечивалась их дублированием бумажными аналогами, в результате чего транспортникам приходится тратить на оформление перевозочных документов столько же времени, сколько и на сами перевозки. В процессе совместной проработки вопроса заинтересованными подразделениями ОАО "РЖД" и ЗАО "Компания ТрансТелеКом" было принято решение развернуть инфраструктуру удостоверяющих центров (ИУЦ), которая позволит предоставлять юридически значимые услуги ЭЦП коммерческим клиентам и исключить дублирование электронных документов их бумажными аналогами. Данное решение было активно поддержано крупными грузоотправителями.

И еще несколько слов о планах на будущее. В настоящее время КТТК совместно с заинтересованными организациями проводит работы по исследованию вопросов применения технологии бесконтактной оплаты проездных билетов на железнодорожном транспорте с использованием мобильных телефонов. Изучается возможность реализации функций транспортной карты с использованием технологии NFC на мобильном телефоне и взаимодействия этой карты с соответствующими платежными приложениями на мобильной платформе телефона. По результатам работы будет создана пилотная зона для апробации этой технологии в -реальных условиях и последующего ее массового внедрения.

С целью предотвращения и обнаружения фактов мошенничества на сетях связи компании, а также анализа возможных атак со стороны абонентов/клиентов/операторов связи, нацеленных на получение финансовой выгоды, планируется внедрение системы противодействия мошенничеству (СПМ).

СПМ является аппаратно-программным комплексом, включающим в себя оборудование и систему предбиллинга с функциями анализа трафика на предмет мошеннических действий, и позволяет определять многочисленные типы мошенничества.

Следует заметить, что наличие СПМ дает дополнительные конкурентные преимущества при оказании услуг связи абонентам/клиентам/операторам на сети связи компании, а также при присоединении операторов связи (зарубежных, российских).

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2008

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме