В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На вопросы редакции отвечает Владимир Георгиевич Матюхин, руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Российской Федерации
- Какова позиция Росинформтехнологии, как оператора ОГИЦ, относительно роли и места сервисов на основе инфраструктуры открытых ключей (электронные государственные услуги) в свете реализации требований постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 и распоряжения Правительства РФ от 25.06.2009 г. № 872?
- Указанными правительственными актами регулируется ряд важнейших направлений создания "электронного правительства": перечень государственных услуг (функций), предоставляемых органами государственной власти, в том числе в электронном виде; правила ведения Сводного реестра государственных услуг (функций) и функционирования Портала государственных услуг. Правительством Российской Федерации фактически сформулированы требования по обеспечению персональной ответственности органов государственной власти за достоверность, актуальность, доступность приоритетных государственных услуг в электронном виде. Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ), основное назначение которого заключается в обеспечении технологической поддержки дистанционного юридически значимого взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами в процедурах предоставления государственных услуг, располагает таким набором сервисов, которые гарантированно позволяют реализовать эти требования на основе современных информационных технологий. Среди сервисов, реализованных на основе инфраструктуры открытых ключей в общероссийском государственном информационном центре, в первую очередь следует отметить следующие: сервис управления сертификатами ключей электронной цифровой подписи, включая проверку их подлинности; сервис управления единой системой идентификации участников электронного взаимодействия; распределение точного времени между государственными информационными системами, проверку и простановку штампов времени от доверенного источника; фиксацию (квитирование) операций и информации в процессах межведомственного взаимодействия для обеспечения "неотказуемости" в получении сообщений и публикации информации; сервис электронного "нотариального заверения" отдельных транзакций и электронных документов; сервис подтверждения полномочий ответственных лиц органов государственной власти и обеспечения регламентированного доступа к информационным государственным ресурсам. Наличие и использование этих сервисов является гарантией и необходимым технологическим условием реализации постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 и распоряжения Правительства РФ от 25.06.2009 № 872.
- Каковы практические инициативы Росинформтехнологии в сфере урегулирования законодательства в вопросах организации реестров, регистров, кадастров как важнейших элементов государственных информационных систем?
- К сожалению, вопросы нормативного регулирования не входят в компетенцию Росинформтехнологии. В период с 2005 по 2008 гг. мы в установленном порядке предлагали ряд принципиальных уточнений действующего законодательства. В частности: проект указа президента о неотложных мерах в области использования ЭЦП; концепцию и структуру ФЗ "О порядке предоставления государственных услуг в электронном виде", которые, к сожалению, не нашли поддержки в профильных министерствах. Росинформтехнологии подтверждают, что переход к "электронному правительству" и информационному обществу без решения организационно-технических вопросов ведения всех первичных учетных информационных ресурсов, содержащихся в государственных и муниципальных информационных реестрах, регистрах, кадастрах, классификаторах, справочниках, будет весьма затруднен, если и вовсе невозможен. Под организацией реестров, регистров, кадастров как важнейших элементов государственных информационных систем, по нашему мнению, необходимо прежде всего понимать следующее: определение состава требуемых для этого первичных учетных ресурсов, разработку и утверждение регламентов их ведения, обеспечения актуализации, аутентичности, достоверности, целостности; "провязку" единой технологической инфраструктурой хранения, доступа и информационной безопасности.
Практические инициативы Росинформтехнологии заключаются в своевременной подготовке высокозащищенной, надежной инфраструктуры ОГИЦ для размещения любых баз данных органов государственной и муниципальной власти, независимо от их предназначения, на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 931. С декабря 2008 г. ОГИЦ находится в режиме эксплуатации и поддержания функционирования основных сервисов.
- Каковы перспективы и план создания единого пространства ЭЦП в соответствии с поручением Президента РФ от 01.08.2008 № ПР-1572-ГС?
- Перспективы определены упомянутыми в вопросе поручениями Президента Российской Федерации по результатам заседания Президиума Госсовета в Петрозаводске. К концу 2010 г. Правительством Российской Федерации должна быть создана единая система удостоверяющих центров.
В соответствии с приказом Росинформтехнологии от 18.09.2009 № 144 "Об утверждении временного порядка присоединения удостоверяющих центров к подсистеме удостоверяющих центров ОГИЦ" мы приступили к практической отработке организационных и технических мероприятий по созданию единого пространства ЭЦП путем добровольного присоединения и тестирования удостоверяющих центров различной формы собственности. Сегодня на базе ОГИЦ объединены 10 УЦ, имеющих более 450 центров регистрации в 79 субъектах Российской Федерации, работающих по единым правилам и обслуживающих более 750 тысяч пользователей.
Полагаем учесть в I квартале 2010 г. все организационные и технологические недостатки текущего этапа создания единого пространства ЭЦП в стране и предложить:
Полагаем, что опыт и рекомендации Росинформтехнологии в ближайшее время могут быть поддержаны уже состоявшимися объединениями удостоверяющих центров: система доверенных УЦ ФНС России, система УЦ Федерального казначейства, система УЦ Пенсионного фонда.
Однако следует понимать, что в организационном и правовом смысле подлинно государственная система "единого пространства ЭЦП" должна быть определена соответствующими нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.
- Какие системы УЦ, существующие и создаваемые в интересах корпоративных задач, Вы считаете наиболее интересными с точки зрения их интеграции в подсистеме УЦ ОГИЦ?
- Наш "интерес" определяется только прагматичными целями, а именно:
И здесь определяющим является не "масштаб и значимость" присоединяемых систем УЦ, а квалификация обслуживающего персонала, уровень обеспечения информационной безопасности и четкость исполнения регламента в присоединяемом УЦ.
Для оценки соответствия существующих УЦ возможности их присоединения к подсистеме УЦ ОГИЦ Росинформтехнологии совместно с Минкомсвязи России разработаны и введены в действие два приказа:
Эти документы сегодня являются единственными актами, регулирующими процесс создания системы УЦ на принципах добровольного и недискриминационного отбора.
Все внешние по отношению к ОГИЦ системы УЦ, соответствующие требованиям названных приказов, представляют несомненный интерес с практической точки зрения. Мы готовы рассмотреть обращения всех заинтересованных организаций для проведения такой оценки соответствия.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2009