В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В.И. Ярочкин, профессор, участник ВОВ
Информация об открытии в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» Удостоверяющего центра Федерального агентства по информационным технологиям (корневого удостоверяющего центра) и планируемые на ближайшие 2 года работы по созданию на бюджетные средства сети региональных удостоверяющих центров вызывают ряд вопросов. Адресуем их руководству Росинформтехнологии.
1. В настоящее время в России существует свыше 150 региональных, ведомственных и коммерческих удостоверяющих центров (УЦ). Согласно утверждениям пресс-службы Росинформтехнологии планируется объединение большинства из них в общую систему Федерального УЦ и сети его региональных филиалов. Каковы условия вхождения существующих центров в эту систему, что будет с теми УЦ, которые в нее не войдут, и — что особенно важно — с их потребителями? Не произойдет ли вследствие этого полное вытеснение коммерческих УЦ и монополизация всех функций по удостоверению электронных цифровых подписей (ЭЦП) и, соответственно, ценовой диктат по отношению к пользователям УЦ?
2. Общемировая практика свидетельствует: с функцией удостоверения ЭЦП успешно справляется ограниченное количество УЦ (в Польше их всего 3, а в Корее — вообще 1). В России уже существует более 150 таких центров, в том числе, созданных министерствами и ведомствами, в частности: ФНС России, ФТС России, Пенсионным фондом и др. В этих органах планируется или уже полным ходом идет процесс создания ведомственных сетей УЦ. Только Минфин России намерен открыть 99 УЦ по всей стране. Не произойдет ли в связи с этим распыление бюджетных средств и дублирование функций ведомственных и региональных УЦ? Что будет с теми центрами, которые уже созданы на деньги региональных бюджетов и коммерческих структур? Будут ли расходы возмещены из федерального бюджета в случае включения этих УЦ в федеральную сеть? Какова политика Минфина России, в частности, Федеральной службы по финансово-бюджетному контролю?
3. Какие задачи призвана решать Федеральная сеть УЦ? В чьих интересах она станет функционировать? Только в интересах органов государственной власти или бизнеса и граждан в том числе. Сколько государственных служащих планируется использовать в ее работе? Не случиться ли так, что менее чем за 2 месяца все органы государственной власти получат ЭЦП. Что дальше станет делать целая армия чиновников? Скорее всего, начнется «работа на обоснование» собственной необходимости, а то и раздувание штатов. В ущерб бюджету, налогоплательщикам, то есть всем нам. За примерами далеко ходить не надо.
4. Удостоверение ЭЦП планируется осуществлять как государственную услугу? Будет ли она бесплатной для бизнеса и тех граждан, которые пользуются услугами удостоверяющих центров пенсионных и инвестиционных фондов, собесов, банков и т.п.?
5. В настоящее время существует свыше десятка сертифицированных программных продуктов для удостоверяющих центров. Какова политика Росинформтехнологии — головного федерального органа по экспертизе и сертификации программных продуктов для УЦ? Не будет ли в дальнейшем оказываться предпочтение тем программным продуктам, которые разработаны под маркой бывшего ФАПСИ?
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #3, 2005