Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Умные города – хайп или реальность?

Умные города – хайп или реальность?

В рубрику "Импортозамещение" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Умные города – хайп или реальность?

Про умные города последнее время много говорят и пишут, интерес к ним огромен как со стороны городских властей, так и со стороны бизнеса. Никто не хочет больше жить в "глупом городе", только в умном. Стало очевидным, что добиться высоких социально-экономических показателей, улучшить уровень жизни без стремительно развивающихся технологий просто невозможно. Умный город – это не какой-то мифический город, это город, где качество жизни людей во всех сферах, от безопасности и транспорта до медицины, образования, отдыха и прочего, очень высоко.

Сегодня без технологий город не может быть комфортным и современным, поэтому все крупные муниципалитеты работают над внедрением концепции умного города, тем более что есть программа "Цифровая экономика РФ", в которой умный город указан как один векторов развития. Для РФ эталон – Москва, но бюджет Москвы на развитие технологий огромен, а что же делать другим городам?

Сегодня в России спрос на услуги умного города на 82% диктуется госсектором. Мы наблюдаем рост на рынке умных городов. В 2017 г. объем рынка составил 45 млрд рублей, что на 6,4% выше, чем в 2016 г. (данные IKS Consulting). 90% рынка умных городов РФ приходится на безопасность и транспорт, медленнее развиваются энергоэффективные платформы, постепенно увеличивается доля умной промышленности. Влияние бизнеса на развитие умного города, к сожалению, минимально. Сегодня есть ряд трудностей для внедрения технологий умного города.

Основной барьер – это финансы. Бюджеты многих городов не предусматривают никакого технологического преобразования города, или выделяются минимальные деньги. Однако НИИТС предлагает использовать частные инвестиции для внедрения технологий умного города. При правильном стратегическом подходе к развертыванию экосистемы умного города возможно создать привлекательный инвестиционный климат для частных компаний. Причем за счет одного технологического решения можно выстраивать всю систему. Так, например, в Сочи разрабатывается проект безналичной карты для транспорта, эта карта сможет в будущем охватывать и другие платформы умного города, предоставляя возможность жителям с ее же помощью посещать музеи, пляжи, записываться в поликлинику и т.д.

Другая проблема – это хаотичность. На рынке много разрозненных предложений. В администрации городов регулярно приходят люди и говорят: купите у нас коробочки, датчики. В итоге – хаос. Нет понимания, с чего начать и как работать. НИИТС предлагает систематизировать подход. Начать с разработки стратегии умного города. Стратегия позволяет провести аудит всех городских услуг и разработать наиболее эффективные решения, которые позволят экономить средства и действительно принесут пользу городу и жителям. Документ стратегического планирования даст возможность заниматься реализацией только тех проектов, которые обеспечивают решение ключевых социально-экономических задач города. Муниципалитеты начинают понимать, что умный город – это комплекс решений, призванный улучшить социально-экономические показатели.

На сегодняшний день существует проблема – это отсутствие стандартов. Нет единых определений и показателей, каждый в концепцию умного города вкладывает что-то свое. В муниципалитеты обращаются поставщики решений и продуктов умного города. Однако не все решения эффективны и актуальны для данной территории. Сегодня города не имеют показателей, которые системно отражают текущее состояние, позволяют планировать и контролировать внедрение умных решений. Стоит отметить, что в настоящее время НИИТС на уровне международных и российских организаций по стандартизации ИСО/МЭК и Росстандарт ТК 194 внес предложение по стандартам. Мы разработали документ "Индикаторы умного города НИИТС 2017", который содержит 26 показателей, по которым можно сравнивать российские города, оценить степень внедрения элементов умного города, проанализировать сильные и слабые стороны технического развития. Все показатели унифицированы в соответствии с российскими реалиями.

В РФ нет нормативной базы для умного города, которая способствовала бы развитию умных технологий. Например, у нас до сих пор действуют нормы СанПиН, по которым в детских дошкольных учреждениях вместо энергосберегающих ламп должны быть лампы накаливания.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2017

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме