В рубрику "Персоны" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
С 2002 года в России действует Федеральная целевая программа «Электронная Россия». К ее приоритетам относится внедрение информационно-коммуникационных технологий во все ветви органов власти, а также в ряды широкой пользовательской аудитории. В рамках реализации данной программы к Интернету подключаются тысячи школ, создаются узлы коллективного доступа в Глобальную сеть, телефонная связь появляется в самых отдаленных населенных пунктах. Пожалуй, это те ячейки, элементы, блоки, на основе которых удастся безболезненно для федерального бюджета сформировать «электронное правительство».
Преимущества «виртуального и бесконечномерного мира» в состоянии ощутить на себе любой гражданин Российской Федерации.
С помощью Интернета реализуются права налогоплательщиков на получение информации о деятельности органов всех ветвей власти. Сейчас уже многие министерства и ведомства располагают Web-порталами, содержащими информацию об их деятельности и перспективных планах.
Увеличение объема электронного документооборота упростит каталогизацию и снизит риски возникновения коррупционных схем — за счет сокращения бюрократических процедур согласования и визирования документов.
Не следует забывать, что задача органов власти в центре и на местах — создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Развитие предпринимательства будет способствовать повышению уровня жизни населения, послужит делу увеличения налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты.
С учетом мирового опыта
Упрощение администрирования с применением современных информационных технологий является на данный момент первоочередной задачей ЕС.
Как следствие, была создана система BEST с участием представителей от администрации и предпринимателей. В своей деятельности организация EU-BEST руководствуется принципом: «Сначала подумай о маленьких». Другими словами: меры, пригодные для работы с малыми предприятиями (МСП), приемлемы и для крупных.
BEST рекомендует организовать так называемые подразделения по улучшению законодательства, которые бы гарантировали последовательное проведение реформы. При этом должна проводиться оценка предлагаемых и существующих юридических норм, а также расходов, сопровождающих введение новых административных процедур. Решающим фактором является разработка и применение методов, служащих для оценки полезности нововведений.
Информация о таких подразделениях, контролирующих эффективность законодательства, должна быть открытой для широкой общественности.
Быстро, выгодно, удобно
В поле зрения реформаторов оказывается широкий круг вопросов.
Вот лишь некоторые из них:
С внедрением информационных технологий государственные органы власти станут работать по принципу «единого окна». Помимо удобства населению это сулит еще и значительные сокращения государственного аппарата, а в настоящее время обработкой обращений граждан заняты почти 400 тыс. служащих.
Данный подход является прекрасной альтернативой для ситуации, когда несколько учреждений требуют от предпринимателя аналогичных документов, и начинающий бизнесмен тратит целые месяцы драгоценного времени, чтобы эти бумаги оформить. При этом нужно учесть, что время — это как раз то, чего предпринимателю больше всего не хватает. Долгие дни, потраченные впустую на регистрацию, получение лицензий и беготню по учреждениям — когда каких-то документов не удается сразу достать — превращаются в потерю не только для конкретного человека, но и для экономики в целом. С другой стороны, такой «единый пункт связи» будет передавать все копии документов и информацию в другие административные организации (отделы статистики, социального страхования, налоговые службы и т.д.).
Процесс взимания с предпринимателя платы за услуги тоже существенно упрощается. Реализацию принципа «все в одном месте» можно провести в два этапа. Первый — это своего рода «проба», когда предприниматель сам выбирает: бегать ли ему по разным организациям или обращаться только в одно место. Если второй вариант окажется предпочтительным, его имеет смысл ввести повсеместно. Остальная часть административной работы будет выполняться другими органами, а задача «единого пункта связи с предпринимателем» состоит лишь в сборе документов и проверке, все ли на месте. Подобную систему можно использовать и для налогообложения.
Основная политика ЕС в плане облегчения административного давления выражается в повышении качества информации и консультаций путем применения современных информационных технологий, в замене и упрощении законов.
Оценить степень административного бремени можно:
И, наконец, необходимо принять законодательные положения о передаче документов (составленных по требуемой форме на бланках) в органы власти и от них с помощью факса и модема.
О пользе персонального учета
Очевидно, что тотальный автоматизированный учет населения значительно повысит эффективность деятельности министерств и ведомств, так как решения будут приниматься на основе более достоверных оценок. В этой связи большое значение имеет система персонального учета населения граждан, концепцию которой уже одобрило Правительство РФ. Она представляет собой территориально распределенную информационную систему, функционирующую на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающую взаимодействие автоматизированных систем учета органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в части сбора, хранения, передачи и использования персональных данных граждан. Система будет создаваться в течение 7 лет в 3 этапа.
Электронный купец
Совершенствование информационных технологий способствует развитию электронного предпринимательства, на долю которого в мире приходится до 60% от всего объема торговли.
Основными достоинствами электронной торговли являются:
По данным международной статистики и оценкам российских и зарубежных компаний — участников электронной торговли, прямой экономический эффект от ее применения выражается в снижении затрат на организацию закупок, что составляет примерно от 50 до 80%, а для цен на закупаемую продукцию — от 5 до 30%.
Успешная реализация программы зависит от объективных и субъективных факторов. Объективные факторы связаны с совершенством законодательной базы и наличием у участников рынка свободных инвестиционных ресурсов, а также с устойчивостью макроэкономической ситуации страны. Все это влияет на уровень развития информационных технологий в России.
К субъективным факторам относится конкретная деятельность государственных органов власти, а также участников рынка информационных технологий по реализации концепции всеобщей информатизации общества. Пассивность некоторых крупных игроков объясняется просто: из-за небольшой прибыли от телефонизации какого-нибудь хутора или в результате подключения к Интернету провинциальной или сельской школы.
Между тем проблема связи в сельской местности приобрела геополитическое значение, в том числе и для регионов, которые граничат со странами СНГ. Вопросы закрепления на сельских территориях молодежи и улучшения демографической ситуации неоднократно ставились Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в один ряд с задачей удвоения ВВП.
Как заявил Л.Д. Рейман в апреле текущего года на Пленарном заседании Всероссийского совещания по итогам работы отрасли, «наша главная задача — обеспечить всех граждан России услугами информационных технологий и связи, наша цель — с помощью инфокоммуникационных технологий включить всех жителей РФ в активную жизнь и консолидировать российское общество».
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2005