Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Состояние и перспективы региональной информатизации

Состояние и перспективы региональной информатизации

В рубрику "Персоны" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Состояние и перспективы региональной информатизации

Александр Иванович Панкратов, заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям
Александр Иванович Панкратов, заместитель руководителя
Федерального агентства по информационным технологиям

Родился 13 июля 1955 года. Окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «Автоматизированная обработка экономической информации». Инженер-экономист. С 1997 по 2001 гг. — руководитель Департамента информационно-технологического обеспечения Минэкономразвития и торговли РФ. С 2002 по 2004 гг. — директор Департамента информатизации Минсвязи России. 25 августа 2004 г. назначен заместителем руководителя Федерального агентства по информационным технологиям.

Член Экспертно-консультативного совета по введению в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения; член рабочей группы по подготовке предложений по разработке административных регламентов федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы; член Координационного совета программы «Электронная Москва».

Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии) уделяет серьезное внимание вопросам информатизации регионов, преодолению цифрового неравенства. О сегодняшнем положении дел и перспективах работ в этом направлении наш корреспондент беседует с А.И. Панкратовым, заместителем руководителя Росинформтехнологии.

— Александр Иванович, какие положительные сдвиги произошли в сфере региональной информатизации за прошедший год? Какие важные мероприятия и проекты начаты, какие уже подходят к завершению?

— Информатизация региональных органов государственной власти в 2004 году проходила в условиях административной реформы, на фоне увеличения бюджетного финансирования. Это потребовало некоторой корректировки государственной политики в данной области.

В минувшем году Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России) была разработана и представлена в Правительство РФ Концепция региональной информатизации до 2010 года, направленная на решение этой задачи.

Как указано в тексте Концепции, одной из главных целей региональной информатизации является повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации. Не остались в стороне и вопросы безопасности: в числе приоритетов названо обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем и телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации.

Разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном уровне осуществляется в ходе реализации положений ФЦП «Электронная Россия», а также других федеральных целевых, ведомственных и региональных программ.

В рамках ФЦП «Электронная Россия» ведутся работы по созданию единой архитектуры «электронного правительства» на базе защищенной телекоммуникационной среды. На повестке дня: обеспечение ее безопасного функционирования, формирование единой среды межведомственного и межрегионального электронного взаимодействия и интеграция государственных информационных систем и ресурсов между собой.

Перечислю основные мероприятия ФЦП «Электронная Россия»: предоставление населению, органам государственной власти и органам местного самоуправления возможности применения современных компьютерных технологий (в том числе Интернета) за счет развития ИКТ-инфраструктуры и создания узлов подключения местных объектов к компьютерным сетям (В 2004 году создано 203 узла подключения бюджетных организаций к компьютерным сетям, причем подавляющее большинство — в регионах. В текущем году должны начать работу еще 230 таких узлов.); формирование порталов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также специализированных порталов по различным сферам деятельности (например, электронной торговли); реализация проектов общегосударственных информационных систем и ресурсов, информационно-технологическая основа которых формируется на региональном уровне (составление реестров, регистров, кадастров; внедрение автоматизированных систем оказания населению государственных услуг по принципу «одного окна»; активизация электронной торговли с целью проведения государственных закупок; развитие дистанционного образования, телемедицины); создание государственных информационных систем предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций, проявлений терроризма, а также построение систем обеспечения безопасности населения и объектов инфраструктуры; реализация комплексного подхода к надзору за миграционными процессами в Российской Федерации, к изготовлению, оформлению и контролю паспортно-визовых документов нового поколения, к формированию единого банка данных по пассажирам воздушного и других видов транспорта и проданным им проездным документам; ведение системы обеспечения обязательного страхования автогражданской ответственности.

Степень реализации данных проектов различна, но уже известны десятки из них, дающих практический результат. Так, на состоявшемся 3 июня 2005 года в г. Тбилиси заседании Совета глав правительств СНГ отмечалось: экономический эффект от внедрения технологий электронной торговли в ряде субъектов Федерации приводит к снижению затрат на организацию закупок до 80%, а цен на покупаемую продукцию — до 30%.

— Готовы ли Вы назвать региональные решения в области информатизации, которые будут выбраны для тиражирования в другие регионы?

— Да, конечно. В качестве иллюстрации подойдет, например, комплексная территориальная информационная система (ТИС), реализуемая на базе Калининградской области.

Ведется разработка типовых решений для тиражирования по отдельным направлениям и элементам информатизации, таким как создание технопарков, систем электронной торговли, государственного регистра населения и др.

В Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ярославской и Калининградской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра реализуется перспективный проект по созданию базовых элементов государственного регистра населения.

Пилотные проекты технопарков запущены в Московской и Нижегородской областях, Санкт-Петербурге.

В текущем году планируется создание типовых решений по управлению социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации, по технологиям «электронного правительства», оказанию населению государственных услуг (принцип «одного окна») и ряду других. Предусмотрена конкурсная процедура выбора регионов для реализации пилотных проектов с учетом объема возможного софинансирования.

— Какие мероприятия в области региональной информатизации были проведены вашим ведомством в прошлом году, в первой половине 2005 года и планируются до конца 2005 года?

— Росинформтехнологии осуществляет разработку и реализацию большинства из перечисленных крупномасштабных программ в сфере информатизации. Агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи (ЭЦП), государственным заказчиком научно-технических и инвестиционных проектов.

Так, 10 июня 2005 года был запущен в опытную эксплуатацию удостоверяющий центр. Уже в этом году планируется сформировать на его основе национальную систему центров и обеспечить дальнейшее развитие юридически значимого электронного документооборота.

Продолжаются работы по созданию базовой инфраструктуры федерального информационного центра (ФИЦ).

Для осуществления координации развития ИКТ, контроля над расходованием бюджетных средств нами заключаются соглашения о взаимодействии с администрациями субъектов Федерации в сфере ИТ, создаются совместные координационные и совещательные органы.

Вот лишь некоторые примеры. В мае 2005 года заключено Соглашение о взаимодействии между правительством Московской области и Росинформтехнологии, в этом же году проведены совещания по вопросам государственной политики в сфере региональной информатизации в Санкт-Петербурге, по созданию федерального информационного ресурса ОСАГО в Москве, Сочи, Калининграде, подготовлен проект решения о создании Совета по региональной информатизации.

— Какие проблемы региональной информатизации до сих пор остаются нерешенными?

— Нами регулярно проводится мониторинг состояния дел в сфере региональной информатизации для выявления основных проблем, тормозящих этот процесс. Наиболее актуальными остаются вопросы координации на региональном уровне работ по внедрению федеральных и региональных программ и проектов информатизации на основе развития национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, вопросы введения единых стандартов разработки и эксплуатации формируемых подсистем, единого нормативного правового обеспечения их создания и функционирования.

В связи с этим одной из важнейших задач текущего года является утверждение Концепции региональной информатизации до 2010 года.

Целью Концепции является определение основных задач использования информационных технологий для реализации прав и свобод граждан, обеспечения социально-экономического развития и эффективности государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления; общих принципов построения и развития территориальных информационных систем; основных направлений стандартизации и сертификации решений, используемых при построении территориальных информационных систем; принципов обеспечения взаимодействия федеральных и региональных государственных информационных систем и ресурсов между собой; направлений совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в сфере региональной информатизации; схемы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере региональной информатизации; организационных механизмов управления региональной информатизацией; основных направлений и структуры бюджетных расходов в сфере региональной информатизации.

Решению указанных проблем в значительной мере способствовало бы принятие на федеральном уровне единой концепции развития правового регулирования в секторе ИКТ и разработка проектов нормативных и правовых актов в области использования информационных технологий в государственном управлении и социально-экономической сфере.

По-прежнему актуальна проблема повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения в деле применения информационных технологий.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #3, 2005

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме