В рубрику "Персоны" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Родился 13 июля 1955 года. Окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «Автоматизированная обработка экономической информации». Инженер-экономист. С 1997 по 2001 гг. — руководитель Департамента информационно-технологического обеспечения Минэкономразвития и торговли РФ. С 2002 по 2004 гг. — директор Департамента информатизации Минсвязи России. 25 августа 2004 г. назначен заместителем руководителя Федерального агентства по информационным технологиям.
Член Экспертно-консультативного совета по введению в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения; член рабочей группы по подготовке предложений по разработке административных регламентов федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы; член Координационного совета программы «Электронная Москва».
Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии) уделяет серьезное внимание вопросам информатизации регионов, преодолению цифрового неравенства. О сегодняшнем положении дел и перспективах работ в этом направлении наш корреспондент беседует с А.И. Панкратовым, заместителем руководителя Росинформтехнологии.
— Александр Иванович, какие положительные сдвиги произошли в сфере региональной информатизации за прошедший год? Какие важные мероприятия и проекты начаты, какие уже подходят к завершению?
— Информатизация региональных органов государственной власти в 2004 году проходила в условиях административной реформы, на фоне увеличения бюджетного финансирования. Это потребовало некоторой корректировки государственной политики в данной области.
В минувшем году Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России) была разработана и представлена в Правительство РФ Концепция региональной информатизации до 2010 года, направленная на решение этой задачи.
Как указано в тексте Концепции, одной из главных целей региональной информатизации является повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации. Не остались в стороне и вопросы безопасности: в числе приоритетов названо обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем и телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации.
Разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном уровне осуществляется в ходе реализации положений ФЦП «Электронная Россия», а также других федеральных целевых, ведомственных и региональных программ.
В рамках ФЦП «Электронная Россия» ведутся работы по созданию единой архитектуры «электронного правительства» на базе защищенной телекоммуникационной среды. На повестке дня: обеспечение ее безопасного функционирования, формирование единой среды межведомственного и межрегионального электронного взаимодействия и интеграция государственных информационных систем и ресурсов между собой.
Перечислю основные мероприятия ФЦП «Электронная Россия»: предоставление населению, органам государственной власти и органам местного самоуправления возможности применения современных компьютерных технологий (в том числе Интернета) за счет развития ИКТ-инфраструктуры и создания узлов подключения местных объектов к компьютерным сетям (В 2004 году создано 203 узла подключения бюджетных организаций к компьютерным сетям, причем подавляющее большинство — в регионах. В текущем году должны начать работу еще 230 таких узлов.); формирование порталов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также специализированных порталов по различным сферам деятельности (например, электронной торговли); реализация проектов общегосударственных информационных систем и ресурсов, информационно-технологическая основа которых формируется на региональном уровне (составление реестров, регистров, кадастров; внедрение автоматизированных систем оказания населению государственных услуг по принципу «одного окна»; активизация электронной торговли с целью проведения государственных закупок; развитие дистанционного образования, телемедицины); создание государственных информационных систем предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций, проявлений терроризма, а также построение систем обеспечения безопасности населения и объектов инфраструктуры; реализация комплексного подхода к надзору за миграционными процессами в Российской Федерации, к изготовлению, оформлению и контролю паспортно-визовых документов нового поколения, к формированию единого банка данных по пассажирам воздушного и других видов транспорта и проданным им проездным документам; ведение системы обеспечения обязательного страхования автогражданской ответственности.
Степень реализации данных проектов различна, но уже известны десятки из них, дающих практический результат. Так, на состоявшемся 3 июня 2005 года в г. Тбилиси заседании Совета глав правительств СНГ отмечалось: экономический эффект от внедрения технологий электронной торговли в ряде субъектов Федерации приводит к снижению затрат на организацию закупок до 80%, а цен на покупаемую продукцию — до 30%.
— Готовы ли Вы назвать региональные решения в области информатизации, которые будут выбраны для тиражирования в другие регионы?
— Да, конечно. В качестве иллюстрации подойдет, например, комплексная территориальная информационная система (ТИС), реализуемая на базе Калининградской области.
Ведется разработка типовых решений для тиражирования по отдельным направлениям и элементам информатизации, таким как создание технопарков, систем электронной торговли, государственного регистра населения и др.
В Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ярославской и Калининградской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра реализуется перспективный проект по созданию базовых элементов государственного регистра населения.
Пилотные проекты технопарков запущены в Московской и Нижегородской областях, Санкт-Петербурге.
В текущем году планируется создание типовых решений по управлению социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации, по технологиям «электронного правительства», оказанию населению государственных услуг (принцип «одного окна») и ряду других. Предусмотрена конкурсная процедура выбора регионов для реализации пилотных проектов с учетом объема возможного софинансирования.
— Какие мероприятия в области региональной информатизации были проведены вашим ведомством в прошлом году, в первой половине 2005 года и планируются до конца 2005 года?
— Росинформтехнологии осуществляет разработку и реализацию большинства из перечисленных крупномасштабных программ в сфере информатизации. Агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи (ЭЦП), государственным заказчиком научно-технических и инвестиционных проектов.
Так, 10 июня 2005 года был запущен в опытную эксплуатацию удостоверяющий центр. Уже в этом году планируется сформировать на его основе национальную систему центров и обеспечить дальнейшее развитие юридически значимого электронного документооборота.
Продолжаются работы по созданию базовой инфраструктуры федерального информационного центра (ФИЦ).
Для осуществления координации развития ИКТ, контроля над расходованием бюджетных средств нами заключаются соглашения о взаимодействии с администрациями субъектов Федерации в сфере ИТ, создаются совместные координационные и совещательные органы.
Вот лишь некоторые примеры. В мае 2005 года заключено Соглашение о взаимодействии между правительством Московской области и Росинформтехнологии, в этом же году проведены совещания по вопросам государственной политики в сфере региональной информатизации в Санкт-Петербурге, по созданию федерального информационного ресурса ОСАГО в Москве, Сочи, Калининграде, подготовлен проект решения о создании Совета по региональной информатизации.
— Какие проблемы региональной информатизации до сих пор остаются нерешенными?
— Нами регулярно проводится мониторинг состояния дел в сфере региональной информатизации для выявления основных проблем, тормозящих этот процесс. Наиболее актуальными остаются вопросы координации на региональном уровне работ по внедрению федеральных и региональных программ и проектов информатизации на основе развития национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, вопросы введения единых стандартов разработки и эксплуатации формируемых подсистем, единого нормативного правового обеспечения их создания и функционирования.
В связи с этим одной из важнейших задач текущего года является утверждение Концепции региональной информатизации до 2010 года.
Целью Концепции является определение основных задач использования информационных технологий для реализации прав и свобод граждан, обеспечения социально-экономического развития и эффективности государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления; общих принципов построения и развития территориальных информационных систем; основных направлений стандартизации и сертификации решений, используемых при построении территориальных информационных систем; принципов обеспечения взаимодействия федеральных и региональных государственных информационных систем и ресурсов между собой; направлений совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в сфере региональной информатизации; схемы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере региональной информатизации; организационных механизмов управления региональной информатизацией; основных направлений и структуры бюджетных расходов в сфере региональной информатизации.
Решению указанных проблем в значительной мере способствовало бы принятие на федеральном уровне единой концепции развития правового регулирования в секторе ИКТ и разработка проектов нормативных и правовых актов в области использования информационных технологий в государственном управлении и социально-экономической сфере.
По-прежнему актуальна проблема повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения в деле применения информационных технологий.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #3, 2005