Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Парадоксы законотворчества. Манипуляции с информацией. Часть II

Парадоксы законотворчества. Манипуляции с информацией. Часть II

В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Парадоксы законотворчества. Манипуляции с информациейЧасть II

Информация — одно из центральных понятий современной философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с 50-х гг. XX в. Для более полного определения термина "информация" целесообразно обратиться к его этимологии.

Сергей Нагорный
независимый эксперт

В настоящее время Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" раскрывает термин "информация" как "сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления". А теперь давайте осмыслим через "отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений", насколько полно в представленном определении отражены существенные признаки "информации".

Языковыми формами понятий являются слова или сочетания (группы слов). В представленном определении употреблены следующие слова-синонимы - сведения, сообщения, данные. Проанализируем определения приведенных синонимов (см. табл.).


Основным правилом явного определения является соразмерность, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия (Dfd = Dfn). Если это правило нарушается, то возникает логическая ошибка. Согласно таблице, представленные определения содержат типичную ошибку - "круг", то есть когда Dfd определяется через Dfn, a Dfn был определен через Dfd.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", рассматривая информацию как объект публичных, гражданских и иных правовых отношений, наделяет ее свойством "категория доступа". В соответствии с этой категорией "информация" подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Кроме этого, информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

  • информацию, свободно распространяемую;
  • информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  • информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Парадокс - ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что предоставление информации -  действие, направленное на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, а распространение информации - действие, направленное на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц, возникает вопрос о правомерности применения термина "служебная информация ограниченного распространения". То есть, если следовать норме, установленной Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", "со служебной информацией ограниченного распространения с санкции соответотвующего должностного лица" можно будет ознакомить ограниченный неопределенный круг лиц. "Вот такая, понимаешь, загогулина получается".

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установил, что:

  • информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
  • электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
  • технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Термин "информация" происходит от латинского слова informatio, что означает "сообщение, разъяснение, изложение". Хотя в XIX в. термин informatio переводился несколько иначе: от слов "ин" - "в" и "форма" - "образ, вид", то есть то, что вносит форму1. Данное толкование больше относилось к информации в виде посланий или сообщений. Информатором в XIX в. называли домашнего учителя, а информацией - учение, наставление, то есть действие, активно вносящее нечто новое в другой объект. В результате совершенствования теории связи и возрастания роли обмена различными сведениями в общественной жизни и деятельности попытки уточнить понятие "информация" предпринимались Р. Фишером (вероятностная концепция), Р. Хартли (логарифмическая мера количества информации), Н. Винером и К. Шенноном (количество информации как мера уменьшения неопределенности).

Если исходить из нормы закона, устанавливающей, что информационные технологии - это процесс сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, возникает естественный вопрос - как определить термин "обработка"?

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" термин "обработка персональных данных" определил как "любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование,удаление, уничтожение персональных данных". Но это для информации, относящейся "прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)". ГОСТ Р 52292-2004 "Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения", отражающий систему понятий в области электронного обмена информацией, определив понятие "обработка данных" как "систематическое осуществление операций над данными", установил следующие виды обработки данных:

  • обмен данными: перенос данных между функциональными блоками в соответствии с набором правил, управляющих передачей данных и координацией обмена;
  • ввод данных: процесс введения данных в систему обработки информации или в какую-то ее часть для сохранения или обработки;
  • вывод данных: процесс, с помощью которого система обработки информации или какая-то ее часть передают данные из этой системы или части;
  • оцифровка: процесс представления в цифровой форме данных, не являющихся дискретными;
  • редактирование: процесс обработки документа, включающий в себя создание и (или) изменение его содержимого, структуры и (или) атрибутов;
  • сохранение: процесс занесения данных в запоминающее устройство;
  • хранение: процесс(ы) поддержания данных в неизменном состоянии после их сохранения, обеспечивающий(е) возможность их последующего считывания в произвольный момент времени.

С другой стороны, ГОСТ 7.0-99 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения" термин "обработка информации" определил как "совокупность операций, связанных с хранением, поиском, анализом, оценкой, воспроизведением информации с целью представления ее в виде данных, удобных для использования потребителями". То есть можно сделать вывод, что для различных типов информации существуют свои специфические виды обработки информации.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #3, 2012

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме