Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Законопроект о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Законопроект о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

В рубрику "Право и нормативы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Законопроект о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Павел Ларин, старший юрист консалтинговой группы "Налоговик"

Кто такие инсайдеры?

Из названия понятно, что главная задача нового закона – противостоять инсайдерской информации и манипулированию рынком. Инсайдеры (от английского insider, inside – буквально "внутри") по определениям, содержащимся в самом законопроекте, – это лица, имеющие в силу своего служебного или семейного положения доступ к конфиденциальной информации о положении дел в компании. Как правило, так называют должностных лиц, директоров, основных акционеров корпорации с крупными пакетами акций, их ближайших родственников. Инсайдерами признаются также и прочие лица, различными способами добывающие конфиденциальную информацию о деятельности корпорации, если в дальнейшем они используют ее для личного обогащения.

Но инсайдерами могут оказаться также и госслужащие, располагающие важными сведениями, недоступными для участников рынка. Для компании, работающей в сфере IT-бизнеса, ими могут оказаться бухгалтеры (нередко приходящие), приглашенные специалисты для выполнения разовых работ, а также фрилансеры – все они в силу договорных отношений с компанией знают о ней больше, чем широкая публика.

Инсайдерская информация

Само по себе обладание такой информацией не является нарушением, противоправно лишь осуществление сделок на основе такой информации, а также передача ее третьим лицам для совершения ими подобных сделок. Инсайдерской будет считаться такая конфиденциальная информация о деятельности фирмы, которая может быть использована при сделках с акциями фирмы или на биржевых торгах. Не стоит обольщаться, что компания создана в виде ООО или вообще оформлена как ИП, при высокой стоимости продукта такой компании найдутся десятки способов захватить бизнес. И тут без инсайдера вряд ли обойдется – откуда еще конкуренты могут получить сведения об освоении новых образцов продукции, о возможных вариантах ее реализации на рынке, о разработках новых направлений деятельности, данные об инвестициях или о партнерах по бизнесу?

Инсайдерская торговля

Торговля с использованием инсайдерской информации признана вредной практикой на всех развитых мировых рынках, и с этим злом ведут борьбу законодатели и регулирующие органы многих стран. Инсайдеры подрывают своим поведением рыночные принципы честной состязательности участников рынка. Неравное положение участников рынка в количестве известной им информации приводит к убыткам у "неприближенных" к управлению фирмой владельцев ценных бумаг, это разрушает деловую репутацию компаний, а в крупных масштабах - и национальные фондовые рынки в целом. Во многих развитых странах за инсайдерскую торговлю можно поплатиться не только крупными штрафами, но и даже получить годы тюремного заключения.

В России же наказать за инсайдерскую торговлю сегодня невозможно, действующее законодательство вообще не содержит таких понятий, как "инсайдер" и "инсайдерская информация". Однако за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, наступает уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ. В зависимости от тяжести и размера причиненного ущерба ответственность варьируется в пределах от 2 лет лишения свободы или штрафа в пределах 80 000 рублей до 10 лет лишения свободы. Вот для того, чтобы ввести четкие рамки таких отношений, и предлагается принять специальный закон.

Нормативная база

Этот закон не только не принят и не вступил в силу, но до этого вообще далеко. Первоначальный проект Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" (далее - законопроект) был внесен Правительством Российской Федерации впервые еще в октябре 2000 г.; после длительного изучения в 2004 г. он отклонен Госдумой. В конце 2008 г. вносится новая редакция закона, ее поддерживает Президент РФ, и очень скоро, в апреле 2009 г., получены отзывы и заключения многих компетентных органов, в том числе с резкой критикой законопроекта. В декабре 2009 г. проект прошел второе чтение.

Достоинство законопроекта заключается в том, что он комплексно решает проблему защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Он регулирует правоотношения на организованном рынке в целом - как на финансовом, валютном, так и на товарном. Среди прочих преимуществ законопроекта отмечают создание необходимой правовой базы, введение определений понятий "инсайдерская информация", "инсайдеры", признаков манипулирования рынком, а также дополнительные требования к раскрытию инсайдерской информации и юридические механизмы контроля за ее использованием.

Однако в этих определениях содержатся и недостатки, поскольку они не отражают всех вариантов поведения, для успешного применения закона потребуется существенно расширить перечень признаков. Например, отмечается отсутствие необходимых ограничений для ситуаций, когда в торговой системе одновременно есть заявки и на покупку, и на продажу одного и того же товара от одного лица. А в отдельных случаях законопроект оказался перегружен совершенно не обязательными для этого закона определениями (например, такими, как сложно объясняемое понятие "финансовые инструменты", а ведь оно могло бы найти свое место в другом специальном федеральном законе).

Среди негативных моментов отмечают слишком неопределенный и широкий круг лиц, отнесенных законопроектом к инсайдерам и вторичным инсайдерам. По сути, в этот круг могут попасть все работники организации, даже технический персонал. Инсайдером может быть признан даже сантехник или электромонтер, которые и не подозревали, что являются носителями инсайдерской информации, невольно оказавшись в курсе дел компании. При описании круга инсайдеров не учтены требования ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в части установления права искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также права на свободное использование своих способностей для не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции России).

Таким образом, практическая ценность принятия законопроекта во многом будет зависеть от того, насколько продуманными и взвешенными будут его нормы. Сейчас законопроект еще недостаточно проработан и содержит внутренние противоречия и противоречия действующему законодательству. И поэтому он продолжает изменяться, дополняться и уточняться. Лишь бы только доведение закона до совершенства не затянулось надолго, а все-таки принесло свои плоды в обозримом будущем.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2010

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме