В рубрику "Исследование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Дмитрий Курашев
СЕО компании Entensys
Анализ использования Интернета офисными работниками уже проводился компанией Entensys по результатам данных второго квартала 2009 г. (они опубликованы в журнале "Информационная безопасность" (№ 5, 2009, c. 40): http://www.new.gro-teck.ru/imag20/IB_5_2009 /Web/flipviewerx-press.html?pn=42). Предметом исследования тогда стала Интернет-активность сотрудников и использование Интернета в нерабочих целях.
В данном обзоре будут обсуждаться изменения в предпочтениях пользователей, произошедшие за 2009 г., а также различия в поведении российских и западных служащих.
Исследование проведено в период с июля по сентябрь 2009 г. Полученные результаты основаны на анализе 55 миллионов посещений различных сайтов сотрудниками более двух тысяч компаний.
По итогам 3-го квартала 2009 г. был составлен следующий рейтинг популярности типов сайтов среди работников предприятий (см. табл. 1 и рис. 1).
Как видим, полученные результаты в целом корреллируют с результатами предыдущего периода, однако есть и существенные изменения.
Примерно вдвое (с 3,3 до 1,7%) уменьшилась посещаемость сайтов, связанных с хакерами, спам-рассылками, или сайтов, содержащих вредоносные программы, включая spyware, adware, кейлогеры. Интересно, что обнаруженная тенденция совпадает с данными Microsoft о том, что индекс проникновения вредоносного ПО в России упал на треть за первое полугодие 2009 г. Возможно, это связано с растущим в России интересом к вопросам информационной безопасности: за период со 2-го по 3-й квартал посещаемость сайтов, связанных с этой темой, выросла с 1,8 до 3,0%.
С 3,1 до 4,6% возросла посещаемость Интернет-порталов. В эту категорию входят сайты типа Rambler, каталоги сайтов Yandex и т.д.
На 1,1% - с 4,8 до 5,9% - увеличилось использование он-лайн-почты.
Заметно выросла (с 2,9 до 4,9%) посещаемость запарко-ванных доменов и "мертвых" сайтов. К данной категории, в частности, относятся домены, принадлежащие киберсквотерам. Сюда же относятся сайты, фактически засоряющие результаты поиска, специально сделанные для показа рекламных объявлений.
Посещаемость самой популярной категории "Социальные сети, персональные сайты и блоги" практически не изменилась и составила 20,8%. Просуммировав данные по категориям, явно не связанным с работой, можно получить оценку нецелевого использования Интернета в 55-60%.
Впервые была проанализирована посещаемость сайтов, связанных с поиском работы. Она составила 0,6% в относительном выражении. Справедливо будет отметить, что сайты данной категории могут посещаться как с целью поиска работы, так и с целью размещения вакансий. В целом этими данными можно характеризовать активность на рынке труда. Во втором квартале 2009 г. посещаемость этой категории сайтов была на том же уровне - 0,6%.
Отдельно исследовались различия в использовании Интернета российскими и западными пользователями. По ряду категорий эти отличия оказались существенными.
Как видно из табл. 2 и рис. 2, различия очень заметны и связаны они как со спецификой российского Интернета, так и с национальными поведенческими особенностями. Российские офисные работники:
Среди наблюдений, говорящих скорее в пользу российских сотрудников, можно отметить:
Отдельно отметим различие в посещаемости сайтов категории "Информационная безопасность". В России она составляет 3%, за рубежом - 0,8%. Возможно, как раз этим можно объяснить относительно низкий уровень посещений сайтов с вредоносными программами. Тем не менее многие отличия, вероятно, можно объяснить не столько спецификой российских пользователей, сколько спецификой Рунета. По-видимому, за рубежом люди более склонны посещать конкретные тематические сайты пусть и не рабочей тематики, связанные, например, со спортом, автомобилями, покупками, путешествиями и т.д. В России более популярны общие информационные порталы, как правило, содержащие информацию на любой вкус. Даже "общение по интересам" часто происходит посредством социальных сетей и блогов. Объяснить это можно относительно небольшим числом развитых сайтов, порталов. Таким образом, значительная доля посещений приходится на относительно узкую группу наиболее раскрученных ресурсов Рунета.
Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #7+8, 2009