Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Интернет-активность на рабочем месте

Интернет-активность на рабочем месте

В рубрику "Исследование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Интернет-активность на рабочем месте Анализ особенностей использования Интернета российскими офисными работниками

Дмитрий Курашев
СЕО компании Entensys

Анализ использования Интернета офисными работниками уже проводился компанией Entensys по результатам данных второго квартала 2009 г. (они опубликованы в журнале "Информационная безопасность" (№ 5, 2009, c. 40): http://www.new.gro-teck.ru/imag20/IB_5_2009 /Web/flipviewerx-press.html?pn=42). Предметом исследования тогда стала Интернет-активность сотрудников и использование Интернета в нерабочих целях.

В данном обзоре будут обсуждаться изменения в предпочтениях пользователей, произошедшие за 2009 г., а также различия в поведении российских и западных служащих.

Исследование проведено в период с июля по сентябрь 2009 г. Полученные результаты основаны на анализе 55 миллионов посещений различных сайтов сотрудниками более двух тысяч компаний.

Сравнение данных за 2-й и 3-й кварталы 2009 г.

По итогам 3-го квартала 2009 г. был составлен следующий рейтинг популярности типов сайтов среди работников предприятий (см. табл. 1 и рис. 1).

Как видим, полученные результаты в целом корреллируют с результатами предыдущего периода, однако есть и существенные изменения.

Примерно вдвое (с 3,3 до 1,7%) уменьшилась посещаемость сайтов, связанных с хакерами, спам-рассылками, или сайтов, содержащих вредоносные программы, включая spyware, adware, кейлогеры. Интересно, что обнаруженная тенденция совпадает с данными Microsoft о том, что индекс проникновения вредоносного ПО в России упал на треть за первое полугодие 2009 г. Возможно, это связано с растущим в России интересом к вопросам информационной безопасности: за период со 2-го по 3-й квартал посещаемость сайтов, связанных с этой темой, выросла с 1,8 до 3,0%.

С 3,1 до 4,6% возросла посещаемость Интернет-порталов. В эту категорию входят сайты типа Rambler, каталоги сайтов Yandex и т.д.

На 1,1% - с 4,8 до 5,9% - увеличилось использование он-лайн-почты.

Заметно выросла (с 2,9 до 4,9%) посещаемость запарко-ванных доменов и "мертвых" сайтов. К данной категории, в частности, относятся домены, принадлежащие киберсквотерам. Сюда же относятся сайты, фактически засоряющие результаты поиска, специально сделанные для показа рекламных объявлений.

Посещаемость самой популярной категории "Социальные сети, персональные сайты и блоги" практически не изменилась и составила 20,8%. Просуммировав данные по категориям, явно не связанным с работой, можно получить оценку нецелевого использования Интернета в 55-60%.

Впервые была проанализирована посещаемость сайтов, связанных с поиском работы. Она составила 0,6% в относительном выражении. Справедливо будет отметить, что сайты данной категории могут посещаться как с целью поиска работы, так и с целью размещения вакансий. В целом этими данными можно характеризовать активность на рынке труда. Во втором квартале 2009 г. посещаемость этой категории сайтов была на том же уровне - 0,6%.

Особенности использования Интернета российскими офисными работниками

Отдельно исследовались различия в использовании Интернета российскими и западными пользователями. По ряду категорий эти отличия оказались существенными.

Как видно из табл. 2 и рис. 2, различия очень заметны и связаны они как со спецификой российского Интернета, так и с национальными поведенческими особенностями. Российские офисные работники:

  • в 4 раза чаще посещают социальные сети и блоги;
  • в 12 (!) раз больше используют Web-почту;
  • в 5,5 раз чаще обращаются к персональным хранилищам файлов (фотографии, музыка и т.п.);
  • в 2 раза меньше интересуются экономическими и деловыми тематиками;
  • в 3,5 раза реже посещают сайты образовательной тематики;
  • почти не интересуются религией;
  • в 5 раз реже думают о здоровье.

Среди наблюдений, говорящих скорее в пользу российских сотрудников, можно отметить:

  • в 3 раза меньший уровень посещения сайтов с вредоносными программами;
  • меньший (в 2,5 раза) интерес к порнографии;
  • почти в 2 раза менее высокая посещаемость сайтов игровой тематики.

Отдельно отметим различие в посещаемости сайтов категории "Информационная безопасность". В России она составляет 3%, за рубежом - 0,8%. Возможно, как раз этим можно объяснить относительно низкий уровень посещений сайтов с вредоносными программами. Тем не менее многие отличия, вероятно, можно объяснить не столько спецификой российских пользователей, сколько спецификой Рунета. По-видимому, за рубежом люди более склонны посещать конкретные тематические сайты пусть и не рабочей тематики, связанные, например, со спортом, автомобилями, покупками, путешествиями и т.д. В России более популярны общие информационные порталы, как правило, содержащие информацию на любой вкус. Даже "общение по интересам" часто происходит посредством социальных сетей и блогов. Объяснить это можно относительно небольшим числом развитых сайтов, порталов. Таким образом, значительная доля посещений приходится на относительно узкую группу наиболее раскрученных ресурсов Рунета.

Опубликовано: Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #7+8, 2009

Приобрести этот номер или подписаться

Статьи про теме