Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Оуэн Кемп (HP Russia): "Через несколько лет с миром может случиться "информационный инфаркт"

Оуэн Кемп (HP Russia): "Через несколько лет с миром может случиться "информационный инфаркт"

Оуэн Кемп (HP Russia): "Через несколько лет с миром может случиться "информационный инфаркт"


17.07.2008



Будущее современной электроники создается в научно-исследовательских лабораториях, принадлежащих крупнейшим ИT-компаниям. Как ни странно, даже такой творческий процесс, как научный поиск, вполне поддается планированию. О том, в каких основных направлениях осуществляется исследовательская деятельность в области ИT и какую важную роль могут сыграть в открытии новых технологий управления данными российские ученые, корреспонденту РБК daily Илье Носыреву рассказал вице-президент Hewlett-Packard и генеральный директор HP Russia Оуэн Кемп.

— На долю HP приходится не менее 10% российского ИТ-рынка. Насколько привлекательной для инвестиций является наша страна?

— Эти данные следуют из отчетов IDC, но если аналитики где-то и ошиблись, то скорее всего ненамного. Да, у нас прочные позиции на российском рынке, и мы довольны текущим положением вещей. Привлекательности российскому рынку добавляет тот факт, что это самый быстрорастущий ИT-рынок в мире, причем наше присутствие на этом рынке растет еще более высокими темпами, чем он сам. Но хочу отметить, что, хотя сейчас многие компании бросаются на развивающиеся рынки, HP отнюдь не страдает оппортунизмом — напротив, мы гордимся тем фактом, что в следующем году будет 40 лет, как мы работаем на рынке России. И вообще 70% деятельности компании приходится на страны за пределами США, это наш стратегический принцип работы. И Россия для нас — один из наиболее стратегически важных рынков. Сейчас у нас действует десять офисов в разных регионах, и это не предел. К тому же поддержку пользователей даже в самых отдаленных регионах России осуществляют еще несколько сотен наших партнеров. Кстати, региональное присутствие очень хорошо окупается — например, наш рост в 2 раза активнее в регионах, чем в столице. Отмечу, что в свое время было довольно непросто убедить наш головной офис развивать бизнес в российских регионах — приходилось, например, разъяснять, что Уфа — это не UFO (unidentified flying object — англ.) и речь идет не о зеленых человечках, а о областном городе. Но результаты, которые мы получаем сейчас, показывают, что стратегия была правильна.

— Мне доводилось слышать от представителей других крупных ИT-компаний о том, что Россию по-прежнему рассматривают как рискованный рынок. Скажем, Intel строит завод во Вьетнаме, но пока что не торопится открывать предприятия в нашей стране. Тем менее HP и Foxconn в мае этого года приступили к строительству предприятия по производству персональных компьютеров в Санкт-Петербурге.

— Ума не приложу, откуда берется точка зрения о России как о рискованном рынке. За сорок лет присутствия в России мы никогда не теряли денег и у нас не возникало никаких серьезных проблем. Что касается завода в Петербурге, то это инвестиция в оптимизацию цепочки поставок, которая позволит предоставлять нашим партнерам-реселлерам то, что им необходимо, и создавать стоимость на территории России, а в отдаленной перспективе — и экспортировать из России в другие страны. Другое свидетельство того, как мы воспринимаем риски, — открытие в Петербурге нашей исследовательской лаборатории, входящей в систему HP Labs. Мы готовы вкладывать деньги, чтобы учеными велись долгосрочные исследования с перспективой в 10—15 лет.

— Какие исследования предполагаете вести?

— Основная тема исследований — поиск решения проблем, связанных с информационным взрывом. На протяжении последних лет наблюдается пугающая тенденция — каждые 18 месяцев объем данных, которые хранятся на всех серверах мира, удваивается. В ближайшие годы будет иметь место рост темпов увеличения объемов данных. Уже сейчас, согласно статистике, сотрудники различных компаний в среднем 30% рабочего времени тратят на поиск необходимой информации, и лишь в 50% случаев этот поиск увенчивается успехом. Если объем данных будет продолжать расти такими темпами, уже через несколько лет крупнейшие предприятия и мир в целом может ждать "информационный инфаркт". Вот почему наши исследователи концентрируются именно на этом вопросе. Петербург был выбран в качестве базы для нашей новой лаборатории по той простой причине, что там работают математики, которые способны создать новые методы и алгоритмы для работы с растущими объемами данных. Ведь мы давно уже сотрудничаем с университетами и институтами Петербурга и можем оценить их потенциал. Сразу оговорюсь: команда у нас интернациональная — так, мировую исследовательскую лабораторию HP Labs возглавляет индиец, который работает в Калифорнии, а несколько международных ученых из НР сотрудничают и с российской лабораторией. Еще одна из причин, почему Россия была выбрана базой для HP Labs, заключается в том, что здесь огромное количество потенциальных клиентов, заинтересованных в наших технологиях в области управления информацией, и у исследовательского центра есть возможность заранее обеспечить востребованность тех направлений исследования, которые сейчас ведутся. Диапазон интересов этих клиентов достаточно широк, тут и финансовый сектор — ведь фондовым биржам необходимо обрабатывать огромные массивы данных, и геофизика, и метеорология; для страны, раскинувшейся на целых 11 часовых поясов, эти дисциплины имеют особое значение.

— Вы предполагаете использовать новые технологии исключительно в продуктах HP или будете продавать патенты другим компаниям?

— В области фундаментальных исследований достаточно сложно делать какие-либо прогнозы. В отличие от разработок и опытно-конструкторских проектов, где вы заранее знаете, во что именно вкладываете деньги, и можете спрогнозировать потенциальную отдачу, здесь вы лишь задаете возможное направление изысканий, которое может завести вас за их горизонты и запланированные рамки. Вот почему в каждом конкретном случае мы будем оценивать потенциал новой открытой технологии и определять ее предназначение — использовать ли ее в собственных продуктах, отдать на лицензирование за определенный процент сторонним компаниям либо и вовсе сделать бесплатной — если сочтем, что это внесет вклад в развитие рынка. Впрочем, сейчас процесс разработки новых технологий выглядит принципиально иначе, чем десятилетия назад, когда я приходил в нашу лабораторию и видел загадочных людей, которые открывали ящички и заговорщицким тоном сообщали: "Смотри, чего я изобрел!" В наши дни HP Labs — это настоящая фабрика для производства изобретений, хорошо отлаженный механизм, куда мы привлекаем изобретателей из самых разных стран мира: у нас уже по всему миру более 25 тыс. патентов.

— HP традиционно уделяет много внимания мерам по повышению экологичности своей продукции. Что нового появилось в этой области?

— У нас весьма широкий диапазон программ, направленных на защиту окружающей среды — green computing, экодизайн и многое другое. Есть и довольно необычные программы вроде carbon calculator — это такая консалтинговая услуга, когда мы приезжаем на площадку к клиенту и анализируем всю деятельность компании с точки зрения выброса парниковых газов и расхода энергии. Результаты представляются двояко — в финансовом выражении и в количестве выбрасываемого в атмосферу углерода. Потом мы предлагаем свое решение по инфраструктуре предприятия, позволяющее сделать предприятие более экологичным и сэкономить деньги. Важное место занимают природоохранные задачи и в исследованиях HP Labs. Например, сейчас мы ведем беспрецедентное исследование по замене медной проводки в серверах оптическими лазерными линиями связи, а также по сокращению выбросов углерода дата-центрами на 75% — это позволит оптимально использовать энергию.

— В одном из интервью старший вице-президент HP Франческо Серафини сообщил, что в России осуществлен переход ко второй фазе информатизации, когда после создания ИТ-инфраструктуры (первая фаза) на передний план выходят вопросы оптимизации и интеграции приложений, развивается ИT-консалтинг. Насколько востребованы сейчас в России услуги по консалтингу в области информатизации предприятий?

— Могу сказать, что российский рынок таких услуг зреет, но еще не созрел — нет ни концентрации бизнеса, ни крупных игроков в этой области. HP как глобальный интегратор, разумеется, заинтересован в росте этого сегмента. Можно назвать сегменты рынка, которые вполне готовы к приобретению решений по оптимизации ИT-структуры. Это, в частности, телекоммуникационная отрасль, которая отличается высокой концентрацией бизнеса и по уровню не сильно отличается от мировых конкурентов.

— Говоря об уровне развития информационных технологий, аналитики довольно часто сравнивают нашу страну с Китаем и Индией — мол, России предстоит воспользоваться опытом двух этих держав, чтобы достичь успеха на мировом рынке. Насколько правомерным вам кажется это утверждение?

— Основным отличительным фактором является демографическая ситуация. В Китае и Индии население перевалило за миллиард, а в России наблюдается тенденция к его сокращению. И это не может не сказаться на рынке в долговременной перспективе как с точки зрения розничной реализации продуктов, так и с точки зрения покупательной способности и перевода сюда производственных мощностей. С этой точки зрения Китай и Индия более привлекательны. У этих стран есть еще одно преимущество — они первыми предложили на мировом рынке важные конкурентные преимущества. Китай первым предложил дешевое производство в больших масштабах, вкупе с приходом иностранных компаний на рынок. Индия первой предложила мощную образовательную программу и знания в области точных наук, опять же при серьезной господдержке, и многие западные компании стали переносить свои услуги по разработке программ в эту страну. Вот почему с Индией и Китаем России будет сложно конкурировать, у них уже сложился положительный имидж в сильных ключевых направлениях, который подкрепляется ресурсами. Однако есть область, где Россию ждет серьезное признание, — это исследовательские программы. Сейчас полным ходом идет возрождение российского образования и науки, и именно это позволит России стать важным игроком в области ИT. Лично мне кажется, что интерес к офшорингу сильно упал: у него есть два серьезных минуса — проблемы с коммуникацией и с обеспечением качества зарубежных предприятий. Вот почему на Западе сперва перешли к ниэр-шорингу — т.е. производство переносилось в страны, которые расположены поближе, чем Индия, — например, в Чехию и Румынию. Но сейчас происходит возврат к хоумшорингу — предприятие функционирует в самой стране, позволяя гарантировать должное качество. Наконец, следующим шагом должен стать клаудшоринг (от англ. слова cloud — облако: термин используется для обозначения сети, связывающей работающих над одним проектом людей. — РБК daily), виртуализация — всем живущим на планете людям будут предоставляться равные возможности по получению работы. И получит эту работу тот, кто сможет обеспечить инновационность подходов и высочайший уровень качества. Если Россия будет развивать свой интеллектуальный потенциал, то в такой системе координат у нее будет важный козырь перед другими странами.

Источник: РБК daily
www.rbcdaily.ru