Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Управлению глобальными ИТ нет цены

Управлению глобальными ИТ нет цены

Управлению глобальными ИТ нет цены


19.11.2008

Полное избавление от наличных денег, похоже, отстоит от нас на много световых лет, но платежные системы изменяются со скоростью света, и это хорошо видит президент Global Technology and Operations for MasterCard Worldwide Роб Риг. К тому же он прекрасно понимает, что в сегодняшней форсированной среде бизнеса никаких альтернатив скорости, гибкости и перспективному мышлению нет. "Я работаю в интересное время и в замечательном месте, — заявил Риг. — Пока большая часть отрасли стремится к экономии, MasterCard не жалеет средств, чтобы оставаться в авангарде технологии и бизнеса".

Особое значение Риг стал придавать технологиям в мае прошлого года, после того как, проработав с 2005 г. главным инженером MasterCard, начал в январе исполнять обязанности президента подразделения ИТ. На этом посту ему пришлось курировать деятельность компании в 210 странах и территориях мира, включая крупные центры обработки в бельгийском Брюсселе, австралийском Сиднее и индийском Ченнаи.

В 2007-м MasterCard обработала в общей сложности более 18,7 млрд. транзакций на сумму в 2,3 трлн. долл. Всего же ее сеть рассчитана на обслуживание 140 млн. транзакций в час при времени отклика 140 мс и коэффициенте готовности 99,999%.

Однако MasterCard не стоит считать гигантом лишь кредитных и дебитовых карточек. Сегодня компания позволяет проводить торговые операции посредством АТМ-транзакций и электронной коммерции через Web, оснащает карточки радиочастотными идентификаторами RFID для бесконтактной оплаты по своей патентованной технологии PayPass, разрабатывает системы электронных платежей с помощью различных мобильных устройств, включая КПК и телефоны.

"Наша концепция состоит в том, что источник, откуда инициируется транзакция, не должен иметь никакого значения. Главное для нас — обработать транзакцию любого держателя карточки. Философия нашей системы совершенно безразлична к точкам взаимодействия", — пояснил Риг.

Но при всей внешней простоте данного принципа реализовать его на практике довольно сложно. Руководство одной из крупнейших в мире ИТ-структур требует предвидения, ума и активности. Робу Ригу, как и всей MasterCard, приходится справляться со множеством систем, технологий и проблем, включая виртуализацию, консолидацию серверов, хранение данных, удаленный доступ к ним, обеспечение безопасности и "зеленые" инициативы. Но ему всё это по душе — равно как и выход MasterCard в мир электронных платежей XXI века: "Здесь открываются колоссальные возможности, хотя и связанные с колоссальными трудностями. Мир меняется очень быстро, а залогом успешного ведения бизнеса в таких условиях являются технологии".

Технологии должны окупаться

MasterCard гордится тем, что находится в авангарде использования информационных технологий. Ее кредитные и дебитовые карточки обслуживают свыше 25 тыс. финансовых организаций по всему миру и принимаются в более чем 25 млн. пунктов. Пиковая производительность компании просто ошеломляет. В день святого Валентина, в праздник матери и в последние недели накануне Рождества MasterCard Worldwide Network ежедневно проводит до 55 млн. транзакций по одним только кредиткам.

В сети используется технология распределения пропускной способности по запросу, что обеспечивает обработку любых объемов информации. Но это отнюдь не избавляет Рига от необходимости постоянно подстраивать, адаптировать и совершенствовать ее, равно как и множество других ИТ-процессов. "Главное — обеспечить обработку платежей, в какой бы точке планеты они не производились, — подчеркнул он. — Поэтому мы продолжаем строить свою техническую платформу, чтобы она в полной мере удовлетворяла и потребителя, и компании. А ведь сейчас мы отмечаем прямо-таки тектонический сдвиг в сторону электронных платежей и транзакций".

Одной из крупнейших ИТ-инициатив MasterCard по обслуживанию потребителей стало развертывание PayPass — системы со встроенными в кредитные и дебитовые карточки радиочастотными идентификаторами RFID, которая позволяет производить бесконтактную оплату. Это особенно удобно для круглосуточных магазинов, кинотеатров, заправочных станций, стадионов, аптек и других торговых точек, где платежи должны занимать минимальное время. Новая система не только намного уменьшает очереди к кассам, но и предельно упрощает сам процесс оплаты, избавляя продавцов от необходимости возиться с наличными деньгами и кредитками. По данным MasterCard, к I кварталу 2008 г. в обращении уже находилось свыше 28 млн. карточек и устройств PayPass, которые принимали к оплате более 109 тыс. торговых компаний в 24 странах мира.

Еще одну ключевую инициативу компания начала реализовывать в апреле нынешнего года, приступив к развертыванию новой платформы обработки дебитовых карточек MasterCard Integrated Processing Solutions (IPS). Благодаря этой новинке финансовые организации получают в свое распоряжение решение, которое совместимо со множеством банковских каналов и систем. С его помощью можно интегрировать сети АТМ нового поколения с другими каналами рынка, что позволяет банкам продвигать свои предложения, лучше управлять транзакциями, организовывать маркетинг и рекламу, накапливать данные о преференциях владельцев карточек. К тому же новая система, рассчитанная на работу через страны и континенты, предлагает повышенную гибкость генерации отчетов и проведения анализов без необходимости жестко "вшивать" данные в программный код.

Большое внимание уделяет MasterCard и бурно развивающейся сфере мобильной торговли. На сегодняшний день в мире используется свыше 3 млрд. карманных устройств, так что фундамент для мобильной коммерции уже имеется, и, уверен Риг, переход на электронные платежи между отдельными лицами и электронную коммерцию неизбежен. Об этом же говорят и данные независимой исследовательской компании Portio Research из Великобритании, по оценкам которой рынок электронной коммерции выйдет к 2011 г. на уровень 86,6 млрд. долл.

MasterCard уже адаптировала PayPass для использования с мобильными телефонами и продемонстрировала безопасность платежей по беспроводным каналам и недоступность личных данных для злоумышленников. Разработала компания также мобильную систему пополнения счетов ePower, позволяющую потребителям класть деньги на дебетовые карточки и счета MasterCard и Maestro (если такая возможность предусмотрена тарифным планом).

Недавно она завершила работы над глобальной системой перевода платежей и локальных одноранговых расчетов, опытную эксплуатацию которой собирается начать уже в текущем году. Новый сервис даст пользователям возможность переводить деньги друзьям и членам семьи в электронном виде с помощью своих телефонов и КПК. И наконец, MasterCard продолжает накапливать опыт обработки транзакций для выхода в сферу мобильной торговли, в том числе играми, музыкой и рингтонами.

Совершенствование сети

Вот только не стоит думать, будто пластиковые карточки уходят в прошлое. Начиная с первых робких шагов этой системы и ее простеньких пластиковых карточек образца 1952 г., магнитные полоски, микрочипы и электронные системы не устают преобразовывать всю отрасль. И на этом пути постоянно сохраняется непреодолимая потребность в инновациях и предвидениях. А вслед за ними идут вплотную инвестиции в развитие ИТ.

Важность информационных технологий в MasterCard наверняка понимают. В начале нынешнего десятилетия она потратила 160 млн. долл. на полную перестройку своих ИТ, перейдя на компонентную архитектуру. И сегодня она пожинает плоды таких инвестиций и общей тенденции развития общества, которое все чаще отказывается от наличных денег в пользу пластиковых карточек.

Оцените лишь несколько показателей. В сети MasterCard каждый день обрабатывается более 30 тыс. транзакций в минуту, а их общий объем превышает 25% всех производимых в мире оплат кредитными и дебитовыми карточками, который оценивается более чем в 5 трлн. долл.

Как отмечает аналитик нью-йоркской исследовательской и консалтинговой компании Celent Рэд Джиллен, MasterCard занимает сейчас одно из "самых заметных мест в финансовом мире", а холдинговая фирма финансовых услуг Raymond James Financial со штаб-квартирой во флоридском городе Сент-Питерсберге прогнозирует, что на протяжении нескольких ближайших лет стоимость MasterCard будет ежегодно увеличиваться на 25%, а то и больше.

Чтобы ИТ-операции шли в ногу с ростом самой компании, Риг стремится сделать ее ИТ-среду как можно более надежной и гибкой. "В этом мире никогда не знаешь, каким будет следующее новшество, технология или тенденция на потребительском рынке, — отметил он. — Никто не скажет, какими станут платежи, какую форму они обретут. Так что ИТ-среда должна быть хорошо масштабируемой и предельно гибкой. Наша цель в том, чтобы развернуть платформу обработки раньше, чем это потребуется для бизнеса".

Пока же Риг проделал солидную работу, чтобы MasterCard находилась в авангарде информационных технологий. Добиться независимости от рынка компании помог творческий подход Рига к перестройке и переоснащению ИТ-систем, которые он начал проводить пять лет назад. "Мы избрали открытый путь, что позволило обрабатывать транзакции в формате международной организации по стандартизации (ISO), — вспоминает он. — В результате к нашей системе может подключаться кто угодно". Такая инициатива вызвала интерес не только в самой MasterCard, но и за ее пределами. Она сформировала подход компании к разработке ПО и определила путь к созданию таких ИТ-систем, которые "доносят интеллектуальность до границ сети".

Не ограничиваясь простой пересылкой транзакций в центр обработки данных, MasterCard создала звездообразную ИТ-среду, в которой транзакции поступают туда, где могут быть обработаны наилучшим образом. Такая архитектура на основе правил, сочетающая в себе мэйнфреймы и серверы на базе ПК (с соответствующим ПО), контролирует производительность всей системы в реальном времени. Благодаря этому удается избегать отключений сети и возникновения в ней узких мест, ограничений пропускной способности и ее изменений со временем. "Выбор лучшего в своем роде всегда давал превосходные результаты", — уверен Риг.

MasterCard первой из эмитентов кредитных карточек начала осваивать технологию ВЧС, которую до сих пор широко применяет. Но Риг уже выводит компанию на более современный путь безопасной обработки транзакций — Multiprotocol Label Switching (многопротокольная коммутация по меткам). Он рассчитывает, что эта технология нового поколения облегчит управление вычислительным центром, позволив сократить в нем количество физических концентраторов за счет применения более сложных алгоритмов оценки рисков. Параллельно Риг занимается и сервисно-ориентированной архитектурой, которая должна упростить управление программными ресурсами и повысить гибкость ИТ-среды.

Операционный центр MasterCard в городе О’Фаллон (шт. Миссури) общей площадью свыше 2300 кв. м может служить образцом самой современной системы. Достаточно сказать, что здесь работает несколько мэйнфреймов IBM z/OS плюс сотни серверов под управлением IBM AIX, Sun Solaris и Microsoft Windows. В его базах данных Oracle и IBM DB2 хранится сейчас более 100 Тб данных, а всего они могут вместить свыше 1,8 Пб. Чтобы справиться с такой сложной средой, MasterCard использует программный комплекс системного управления IBM Tivoli и ряд приложений компаний BMC, CA и EMC. Для обеспечения непрерывности операций и восстановления в случае катаклизмов здесь применяются сетевые хранилища и сети хранения, равно как и виртуальные накопители на магнитных лентах EMC, Hitachi Data Systems и других вендоров.

Вряд ли кого удивит, что гигантские размеры этого вычислительного центра и постоянно растущие потребности в вычислительных ресурсах заставляют MasterCard активно претворять в жизнь стратегию виртуализации и консолидации. В 2003 г. фирма приступила к развертыванию в дата-центре и по всей сети виртуальных машин VMware. "Это позволило нам отказаться от множества слабо используемых машин и реализовать "зеленые" инициативы", — сказал Риг. К тому же виртуализация помогла избавиться от излишних сложностей администрирования и сократить потребление энергии.

Высокая гибкость ИТ-среды позволяет менеджерам и бизнес-аналитикам быстро создавать витрины данных и открывать доступ к информации через клиент-серверную архитектуру, что Риг считает крайне важным. В результате аналитики MasterCard получают возможность в любое время изучать текущие тенденции, модели и происходящие изменения, что, в свою очередь, позволяет компании оперативно реагировать на смену условий ведения бизнеса. Кроме всего прочего, опираясь на такие данные, подвергая их более сложному анализу и используя по-новому, MasterCard продолжает разрабатывать все более сложные модели оценки, алгоритмы и рискованные сервисы реального времени.

Гонка лидеров

Несмотря на все свои успехи MasterCard приходится бороться за место под солнцем и решать сложные ИТ-задачи. Она, скажем, испытывает серьезную конкуренцию со стороны Visa International — крупнейшего в мире эмитента кредитных карточек, который вышел на открытый рынок после IPO в феврале 2008 г. Такой шаг сразу же перевел MasterCard на второе место среди котирующихся на бирже эмитентов платежных карт и обработчиков платежей (сама эта компания провела IPO в мае 2006-го). Кроме того, ей приходится вести юридическую тяжбу с другим своим конкурентом — American Express, обвинившим ее в нарушении антимонопольного законодательства. Нужно отражать и натиск из Европы, где официальные лица требуют сократить комиссию MasterCard за транзакции.

Тем не менее главным препятствием на пути к будущим успехам своей компании Риг считает нехватку талантливых ИТ-специалистов, из-за чего все труднее заполнять вакантные должности. "MasterCard — организация глобальная, так что мы можем искать таланты по всему миру, — считает он. — Вот только находить их год от года все сложнее. Наблюдаем мы и то, что среди кандидатов на технические должности все реже встречаются представители национальных меньшинств и женщины, но такая тенденция не может длиться вечно".

И все же, как бы то ни было, MasterCard движется вперед, изменяя завтрашний мир платежей, транзакций и взаимодействий. Риг прекрасно знает, насколько важно развертывать и сопровождать ИТ-инфраструктуру, позволяющую его компании опережать своих конкурентов — Visa, American Express, Discover. Но еще важнее, чтобы MasterCard была готова к грядущим трансформациям и причудам быстро меняющегося рынка.

"Отрасль находится в вечном движении, и наша задача состоит в том, чтобы опираясь на ИТ, в полной мере использовать все открывающиеся возможности", — сказал в заключение Риг.

Источник: PC Week
www.pcweek.ru